Упельсинкина страница
Словарь
Персоналии
 
 

Абу-л-Фазл (1551-1602) – индийский хронист и философ, министр (везирь), советник и друг императора Акбара. Знакомый со многими религиями, пробуждал у Акбара интерес к их изучению и убеждал его проводить политику веротерпимости.

Абхинавагупта (ок. 975-1025 н.э.) - великий тантрический философ (шайва) из Кашмира, автор Тантралока. Он исповедовал "высший не-дуализм" (парамадваявада), который стоит выше ведийского не-дуализма (адвайта-веданта).

Аверроэс, Ибн Рушд (1126-1198) – арабский философ, комментатор трудов Аристотеля. В его творчестве преобладали элементы материализма и свободомыслия, за что он был обвинен блюстителями чистоты ислама в вероотступничестве. В современной литературе иногда упоминается как один из основателей сравнительного изучения религий.

Акбар Джелаль-ад-дин (1542-1605) – правитель Могольской империи с 1556 г. Прославился не только тем, что при нем Могольская империя достигла наибольшего могущества, но и тем, что одним из первых занялся сравнительным изучением религий.
Акиба бен Иосиф (ок. 50-135 н.э.) - раввин-наставник (танна), которого римские власти подвергли пыткам и казнили во время политико-религиозного восстания Бар-Кохбы. Прославился своими вдохновенными толкованиями и влиянием, которое он оказал на Мишну, Тосефта и позднейший иудаизм.
Ал-Ашари, Абу-л-Хасан (874-935 н.э.) - мусульманский теолог, живший в Басре, а затем в Багдаде. Основатель ал-Ашарийя, самой значительной в Исламе теологической школы, которая занимает доминирующее положение в суннитской ортодоксии вплоть дол настоящего времени. Отказавшись от мутазилитского рационализма, ал-Ашари сделал Коран и сунну основой для доктрины, открытой для парадоксов и отвергающей человеческий разум.
Асклепий (лат. Эскулап) - бог медицины и врачевания в греко-римском мире. Его можно узнать по добродушному бородатому лицу, вечному спутнику - хтоническому змею, а иногда также по присутствию жены и дочерей. В его святилищах с горячими источниками (например, в Эпидавре или на острове Тиберина) больные излечивались, если Асклепий являлся им во сне.
Ауробиндо Гхош (1872-1950) - индийский писатель и философ. Проведя детство в Англии и посвятив юность индийскому национализму, Ауробиндо стал развивать философию эволюции совести на основе метода "интегральной йоги". Своими трудами приобрел многих сторонников на Востоке и на Западе.
Ашока - индийский император (ок. 270-232 до н.э.) из династии Маурья, принял буддизм и стал проповедовать отказ от насилия, определенную терпимость и вегетарианство. Особенно известен своими указами, которые в его царствование были выгравированы на камне.
Бахья ибн Пакуда - великий еврейский философ Испании (XI в.) Его книга "руководство обязанностями сердца", написанная на арабском языке, вводит суфийские понятия в традиционную еврейскую теологию, основателем которой был Саадиа Гаон (882-942).
Блэк Элк (Черная Ель) (1863-1950) - визионер индейцев племени лакота, получивший известность благодаря двум книгам, в которых описал, приведя многочисленные факты притеснения индейцев, свою жизнь, а также движение Танец духов, основанное на шаманском могуществе его народа.
Бодхидхарма (ок. 480-520) - индийский буддийский наставник, основатель китайского буддизма Чань (японский Дзэн); центральная фигура обширной легендарной традиции.
Будон (1290-1364) - тибетский монах-буддист, переводивший буддийские тексты с санскрита, выдающийся мыслитель тантрической школы.
Вивекананда (Нарендранатх Датта, 1863-1902) - ученик Рамакришны; много сделал для популяризации его учения, равно как и веданты, на Западе. Основатель "Общества Веданты" в Нью-Йорке (1895).
Генсин (942-1017), великий  мыслитель японского буддизма Чистой Земли, автор "Основ возрождения (одзойесю) в Чистой Земле". Создал космологию Чистой Земли и амидаистскую медитацию посредством мантры нэмбуцу.
Гиллель - иерусалимский раввин и толкователь закона (конец I в. н.э.). Его школа (Бет Гиллель), находившаяся в оппозиции  к школе Шаммая, пронесла сквозь века учение, основанное на любви  к ближнему и терпимости.
Гильгамеш  - скорее всего, был древним арем Урука (ок. 2700 до н.э.). Стал героем шумеро-вавилонского эпоса о поисках бессмертия.
Дигнага (ок. 480-540 н.э.) - буддийский философ из южной Индии, принадлежавший к школе йогачара. В его трактатах по логике центральное место занимают механизмы каузальности и силлогизмы.
Догэн (1200-1253) - японский наставник дзэн-буддизма, основатель школы Сото, автор сборника проповедей и речей Собогендзо. В традиции Догэна подчеркивается возможность достичь пробуждения путем медитации дзадзэн. Сущность Будды проявляется в непостоянстве мира и его обитателей.

Дхаpмакиpти - буддийский философ из южной Индии (ок. 600-660 н.э.), автоp интеpесных тpактатов о воспpиятии, познании и эпистемологии, написанных в тpадициях Дигнаги (ок. 480-540).

Джуок, Джок, Джуог-Атанг, Чуокатанг, в мифологии шиллуков (южная часть Судана) верховное (вероятно небесное) божество. Д. - демиург; сотворил небо и землю, из черной и белой глины сделал людей белыми, но от долгой работы его руки и глина стали черными, поэтому и появились черные люди. Д. живет то в небе, то в стране душ умерших; ему подчинены все духи. Ведает дождем. Символически Д. изображается в виде небесного быка, посылающего на землю живительный дождь. Д. дал первому человеку колос, из которого произошли все злаки. Огонь люди получили из "страны бога (Д.)", благодаря собаке, которая похитила огонь: люди привязали к ее хвосту солому, она опустила хвост в огонь, солома загорелась, и собака принесла этот огонь людям. Представления о Д. были оттеснены на второй план с распространением культа мифического предка царского рода Ньиканга.
Думузи (Таммуз) - дpевний шумеpский бог, пеpвые упоминания о котоpом зафиксиpованы уже в 3500 г. до н э. Таммуз - его аккадское имя. В аккадском календаpе ему посвящен месяц, пеpешедший затем в евpейский календаpь. В Уpуке Думузи ассоцииpуется с почкой финиковой пальмы. Главный его миф пpедставляет собой сказание о юном умиpающем божестве. Богиня Инанна заставляет своего возлюбленного заменить ее в аду богини Эpешкигаль; сестpа Гештинанна или Амагештин, богиня виногpадной лозы, замещает бpата в аду, давая ему возможность веpнуться на землю на полгода. В культе Таммуза его уход сопpовождается плачем и сетованиями, а возвpащение становится поводом для pадости и веселья.
Ильмаринен - финский бог морской погоды, играющий более значительную роль в мифологии, чем в отправлении культа.

Инти (инк.): Солярное божество инков, считавшееся отцом царя. Маис и золото играли особо важную роль в его культе, центр которого вместе с могущественной корпорацией жрецов находился в золотом храме (Кориканча) в Куско.

Исида (Изида) (егип.) - Египетская богиня, верная супруга Осириса. которая собирает куски расчлененного тела мужа и порождает Гора. В римскую эпоху Исида становится богиней мистерий.
Кецалькоатль ("Змей с перьями [птицы] Кецаль") - ацтекский бог-творец тольтекского происхождения, известный под именем Кукулькан у индейцев племени майя.
Конфуций, Кун-цзы (551-479 до н.э.) – древнекитайский философ, основоположник конфуцианства. В центре его философских и этических построений находились проблемы человека и общества. Ему принадлежит разработка категории "благородный муж" и теории государственного устройства, в основе которой лежит идея "упорядочения имен". Идеи Конфуция сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпечаток на все стороны жизни этой страны.
Лилит (вавил.) - Демон женского пола, шумерский и вавилонский суккуб, который приобретает также черты демона Ламашту - убийцы детей. В постбиблейской еврейской традиции Лилит исполняет обе эти роли. В одном из мидрашей (Алфавит Бен-Сира, VII-X вв.) ее называют первой женой Адама, которая была создана как равная ему и убежала от него, не желая мириться с властью мужчины. Вместо нее была создана Ева.
Мелькарт (финикийский "бог города") - бог-покровитель финикийского города Тира. Его культ, введенный в Израиле, вероятно, Ахавом и Иезавелью (1 Царств 16), вызвал яростные обличения пророка Илии (1 Царств 17).
Набу - вавилоно-ассирийский бог 1 тысячелетия до н.э., писец и впоследствии сын Мардука. Главный его храм находился в городе Борсиппа. Стал играть все более важную роль по мере возвышения ассирийской державы.

Нанак (1469-1539), основатель религии сихков и первый из десяти сикхских гуру.

Нанна - шумерский бог луны. У аккадцев он носит имя Син.
Нергал - месопотамский бог подземного царства. Зловещая планета Сатурн в вавилонской астрологии.
Нинурта (шумерский, "владыка земли")- месопотамский бог грозы и войны, сын космического бога Энлиля. Особо почитался в Ниппуре и Лагаше.
Нинхурсаг - древняя Великая Богиня Месопотамии, входившая в высшую триаду богов наряду с Аном и Энлилем. Позднее была замещена мужским божеством Энки.
Нортия - в этрусской мифологии богиня судьбы; почиталась в Вольсиниях, где в ее храме происходила ежегодная церемония вбивания гвоздя, что должно было символизировать неотвратимость рока. Изображалась молодой женщиной с крыльями за спиной и гвоздем в руке.
Ньерд - отец Фрейра, один из самых важных богов-ванов в германской мифологии. Был послан Фрейром к асам в качестве гаранта мирного договора между двумя племенами богов. Первый мифический король Швеции.
Один - верховный бог асов в германской мифологии, покровитель ярлов (знатных людей в отличие от карлов - свободных людей). Бог войны и воинских сообществ, а также умерших, поэзии, магии, рун.
Приап- второстепенное итифаллическое божество у греков и римлян.
Ра (егип.)- древний египетский бог солнца, центр его культа находится в Гелиополе.
Седна - моpская богиня животных у племени инуитов (эскимосы).
Снорри Стурлусон (ирланд.) - ирландский историк, автор прозаической Эдды и истории норвежских королей (Хеймскрингла), важнейших источников по германской мифологии. 
Тескатлипока ("Дымящееся зеpкало"), ацтекский бог-твоpец, антагонист Кецалькоатля. великий колдун, сила котоpого заключена в магическом зеpкале из обсидиана.
Ункулункулу (“очень, очень старый”, от кулу, “старый”), в мифологии бантуязычного народа зулу первопредок, культурный герой.
Фрейя - германская богиня плодородия, дарующая процветание. Сестра Фрейра и жена Ода. Ассоциируется с кошками, драгоценностями и магией.
Цагн (Цгаанг, Цгааген) - центральный персонаж мифологии многих бушменских племен,  тотемический культурный герой, демиург, прародитель, а также трикстер. Сам он - кузнечик-богомол. Цагн был первым, он создал все - солнце, луну и ночь, звезды, горы, животных, приц. Одно из имен Цагна - "господин (хозяин) всех вещей", он вызывает жизнь и смерть. Цагн дает или отказывает в дожде. Цагн изготовил ловушки, капканы, оружие; от него зависит удача на охоте; дал людям песни, научил их "танцу крови" (ритуальный танец бушменов, связанный с обрядами посвящения юношей), ввел различные табу. От Цагна люди узнали названия местностей. Он дал имена отдельным видам антилоп, наделил их различной окраской, особой меткой (отличительной формой уха, хвоста и др.); антилопы находятся под особым покровительством Цагна. Цагн видит магические сны, предвосхищающие развитие событий или объясняющие уже свершившиеся. В фольклоре бушменов образ Цагна - это старик, постоянно попадающий впросак, вызывающий нарекания своих близких. Кульминацией является взрыв гнева Цагна. Тогда он сбрасывает личину смешного старика. С этого момента Цагн действует как мифологический персонаж.
Юрупари - культурный герой племен Амазонки, покровитель обрядов мужской инициации.
© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: