Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Образ сердца в восточной традиции (на примере философии Древнего Китая)

Сердце является и осмысливается как центр человеческого существования. Такая установка свойственна не только современному европейскому мышлению. Для различных типов мышления характерен пристальный интерес к идее сердца и наделение последнего различными характеристиками.

Сердце не является понятием, поэтому едва ли возможно определить его "ноуменальное место". В связи с этим мы не станем выводить "понятие" сердца ни в истории культуры в целом, ни в отдельной культуре. Наша задача состоит в том, чтобы показать многообразие, полноту смыслов, стоящих за образом сердца, то есть, его идею.

Целью настоящей работы является рассмотрение идеи сердца в истории философии Востока. Безусловно, мы не имеем возможности рассмотреть все аспекты данной проблематики в силу превосходства материала над объемом данной статьи. Поэтому для того, чтобы проиллюстрировать особенности Восточного мышления мы остановимся лишь на примере философии Древнего Китая.

Предметной областью данной работы выступает даосская философия. В первую очередь, нас будет интересовать сердце совершенномудрого, поскольку именно оно является для даоса идеальным и достойным для подражания.

Нашей собственной концептуальной установкой является уверенность в том, что для самых разных культур и эпох сердце выступало тем, что европейский человек назвал бы центром духовной деятельности. Естественно знаковые системы, терминологические ряды, через которые осуществлялось это осмысление, различались друг от друга.

Для целей работы в описании органа сердца важными являются следующие характеристики:

1. С нашей точки зрения "духовное" сердце является первичным, а "физическое" сердце - вторичным.

Безусловным является то, что любое мышление понимает, насколько важна та роль, которую играет в физической жизни человека орган сердце (сердца "физического"). Но было бы неверным считать, что это послужило толчком для переноса такого значения сердца из области физической в область духовную. Можно сказать о многих других физических органах, которые являются столь же необходимыми в жизни человека (голова, печень, почки и т.д.). В этих случаях перенос не произошел, а, следовательно, не произошел он и на примере с сердцем. Из этого следует, что можно говорить о первичности представлений о сердце "духовном" как основном органе жизни человека, ни в коей мере не вытекающих из представлений о сердце "физическом".

2. Приоритет органа сердца в жизни человека над другими органами.

Почему именно сердце занимает центральное положение в жизни человека? Причиной этого, на наш взгляд, послужил психологический опыт, посредством которого через физические состояния тела ощущалось духовное. Кроме этого, естественнонаучное подтверждало духовное осмысление (примером этому может служить древняя медицина, например, греческая, где сердце - центр деятельности пневмы).

Развивалась ли идея сердца? Ответ на этот вопрос является неоднозначным. С одной стороны, можно говорить о развитии идеи сердца, поскольку и сам человек с течением веков интравертировался, постигая себя как духовное существо. С другой стороны, было бы неверным говорить о развитии идеи в ту или иную сторону, так как изначально сердце имело характер подвижного смыслообраза с широким семантическим полем. Поэтому более "поздние" возможности были уже включены в него. Тем не менее, развитие идеи сердца в каждой культуре проходило по тому направлению, которое являлось наиболее актуальным в ее контексте. Поэтому отдельные культуры выделяют различные стороны органа сердца. И лишь наложение различных спектров может дать наиболее полную картину образа сердца в истории традиции в целом.

Значение сердца в традиционной философии Китая

Мы оставляем за пределами данной работы обширную проблематику сердца в таких традициях, как конфуцианство, неоконфуцианство и буддизм и обратимся лишь к даосской традиции.

В первую очередь необходимо сказать о пяти базовых внутренних органах (у цзан): печень, сердце, селезенка, легкие, почки. Эти пять органов и скелет (особенно - позвоночный столб) должны оставаться в целости для того, чтобы быть основой для бессмертной плоти после смерти человека [9; с. 27].

Речь идет о физическом органе сердца и данное упоминание связано непосредственно с магической практикой. Сердце рассматривается здесь наравне с другими органами, которые столь же важны для будущей жизни человека.

Понятие "сердце" выражается в китайском языке словом "синь" и означает средоточие сознания и психических возможностей; функции сознания, психики и познания [10]. Понятие сердца также означает "сердцевину" любой "вещи", живой и неживой, в том числе человека. О сердце как о духовном центре говорится в трактате "Гуань-цзы", где сердце уподобляется государю на троне [7; т. II, с. 25].

Цель жизни даоса - следование Пути Дао. Тот, кто знает Дао - совершенномудрый. Орган сердца у совершенномудрого обретает новые качества, к рассмотрению которых мы приступим.

1. Отверстия в сердце

В китайской народной мифологии существует гражданский бог богатства, легендарный герой древности - Би-Гань, который пытался увещевать жестокого правителя династии Инь Чжоу Синя. Чжоу Синь, не желавший слушать настойчивых советов Би-Ганя, в гневе воскликнул: "Я слышал, что сердце мудреца имеет семь отверстий". Он повелел разрезать грудь Би-Ганя, чтобы осмотреть его сердце [5; с. 171] .

В даосском трактате "Ле-цзи" Вэнь Чжи говорит Лун Шу: "Я вижу Ваше сердце. Его пространство величиною с вершок совершенно пусто - вы почти мудрец! Шесть отверстий в вашем сердце соединены друг с другом, седьмое же закупорено. Не потому ли вы думаете, что быть мудрецом - это болезнь? Мое несовершенное искусство бессильно помочь вам" [8; с. 330].

В трактате "Гуань-цзы" говорится о девяти отверстиях в сердце, подобных чиновникам (в то время как сердце подобно государю на троне) [8; с. 395].

К.А. Вильямс в своей работе [6; с. 322] говорит о веровании китайцев в то, что сердце является вместилищем ума и что в нем имеется несколько "глаз", или отверстий, пронизывающих его.

Мы видим непосредственную связь между отверстиями в сердце и мудростью. Семь (девять) отверстий свидетельствуют о том, что это сердце мудреца, открытое истине и обладающее совершенным гнозисом всего.

2. Покой сердца

"Путь не имеет места пребывания, только покой сердца угоден ему. Когда сердце покойно и энергия упорядочена, Путь обретает пристанище" [8; с. 399]. Следствие покоя в сердце - воцарение гармонии. Конечная цель - покой в государстве. "И порядок и спокойствие зависят от сердца. Когда сердце покойно внутри, из уст исходят покойные речи и в народе все дела вершатся покойно" [8; с. 398].

О покое сердца говорится в "Дао дэ цзин": "Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение" [7; т. I, с. 119].

Почему так важен покой для сердца?

Основной принцип даоса - недеяние. Именно об этом говорит притча, приведенная в пример в "Чжуан-цзы", в которой рассказывается о старце, резвящемся в бурном водопаде, где не могли жить даже рыбы. Слияние с природой, единение с ней - таковы в данном случае характеристики недеяния. Для того, чтобы достигнуть недеяния, нужно полностью отказаться от своей воли, а следовательно - от всех желаний. Корень наших желаний находится в сердце. Для того чтобы дух вошел в сердце необходимо, чтобы сердце освободилось от страстей [7, т. II, с. 25]. Таким образом, сердце духовное возрастает по мере избавления от страстей. В "Чжуан-цзы" говорится, что благодаря очищению "сердце мудреца может взращивать в себе Поднебесную".

Очищенное от страстей сердце означает, что пространство сердца пусто. Пустота сердца также свидетельствует о мудрости.

В "Дао дэ цзин" пустоте сердца противостоит полнота желудка: "Управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки - полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет их кости".

Что означает это сравнение? Как мы уже говорили, пустое сердце свидетельствует об отсутствии желаний. Нет воли - следовательно, нет желаний. Нет желаний - и человек, следующий Дао, находится в состоянии спокойствия. "Не было знаний и страстей" [7; т. I, с. 115],- означает не глупость и безволие. Отсутствие знаний и страстей рассматривается в контексте достижения недеяния. Это совершенная мудрость, которую совершенномудрый передает своим подданным. Полнота их желудков рассматривается не в прямом смысле, а в смысле отсутствия желаний и удовлетворения своим положением.

Почему это так важно? Потому, что только осуществляющий недеяние следует Дао. Об этом знает совершенномудрый и, как опытный наставник, он ведет своих подданных.

Есть и другое объяснение понятия "полный живот", содержащееся в "Дао дэ цзин": "Совершенномудрый заботится о полном животе, а не о том, что приятно для глаза. Отбрасывая то, берет он это" [9; с. 234]. То, что приятно для глаза (пять цветов, пять звуков, пять вкусов) - роскошь, которой противостоят умеренность и скромность. Поэтому "полный живот" ("сытая жизнь" - в переводе Ян Хин-шуна [7; т. I, с. 116] ) означает простоту и (довольство немногим).

Все метафоры подобного рода не следует понимать буквально, ибо их дословная трактовка ведет к полному искажению смысла. Так, антипод пустому (или опустошенному) сердцу - сердце глупого человека: "Я сердце глупого человека. О, как оно пусто!" [7; т. I, с. 120]. В Древнем Китае сердце понималось не только как чувственный, но и как мыслящий орган, располагавшийся в самом центре грудной клетки [9; с. 232]. Сердце глупого человека лишено способности мыслить. Оно пусто не в смысле отрешения от страстей и желаний, а в смысле лишения какой-либо мысли.

Точно так же следует обращаться с вышеупомянутым понятием "полный живот". В той же главе "Дао дэ цзин" о глупце говорится следующее: "Только я один отличаюсь от других тем, что вижу основу в еде" [7; т. I, с. 121]. Таким образом, "полный живот" в большей степени означает умеренность.

Памятуя о том, что "сильное и великое будет уничтожено, а мягкое и слабое будет возвышено" [9; с. 281], следующий Пути Дао стремится к недеянию. Следование естественности - путь, который для даосов ярко выражен в примере мягкой и слабой воды, точащей камни. Поэтому, как чувствующий и мыслящий орган, сердце не должно быть отягощено заботами, ибо "ущербное становится совершенным". Плоть требует укрепления, дабы соблюдать во всем принцип умеренности.

Такова связка "сердце" - "желудок". В целом, они должны стать теми концами посоха, который служит опорой шествующему по Пути Дао. Поэтому эти два органа имеют столь большое значение для даосской мысли.

3. Сердце, состоящее из других сердец

Сердце совершенномудрого состоит из сердец народа [7; т. I, с. 129]. Сердца народа вмещаются в нем одном. Почему совершенномудрый знает сердца народа? Совершенномудрый знает Путь Дао и, как знающий этот путь, он знает сердца своих подчиненных, идущих по этому пути.

Это можно изобразить следующим образом: <рисунок>

Где АВ - Путь Дао, АС, АД, АЕ и т.п. - пути, по которым следуют подчиненные на данном Пути Дао. Безусловно, что знающий отрезок АВ знает и все части этого отрезка. Таково условное изображение. Сердце совершенномудрого, способное вместить Дао, способно также вместить в себя все то, что находится в сердцах подчиненных.

Мы рассмотрели, как выглядит сердце совершенномудрого. Безусловно то, что это сердце является в некоторой степени идеальным. Говоря о сердце совершенномудрого, мы имели ввиду сердце в его духовном аспекте. Что касается сердца физического, то можно сказать, что именно физическое сердце является первичным. По мере постижения Дао духовное сердце выходит на первый план и становится главным.

В "Гуань-цзы" говорится: "В сердце как бы сокрыто еще сердце. Это сердце в сердце подобно мысли, предваряющей слова и образы" [8; с. 401]. Интересна интерпретация о психическом центре внутри сердца (синь чжи синь) [10, с. 77]. Здесь мы считаем необходимым сделать оговорку. На наш взгляд "сердце внутри сердца", о котором говорится в "Гуань-цзы" - ни что иное, как сердце духовное, расположенное внутри сердца физического. Оба они являются взаимодополняющими друг друга. Первоначально покой является характеристикой сердца физического. Затем покой приводит к результату очищения сердца от страстей - и это уже духовное сердце. Характеристикой сердца духовного является сияние, исходящее от него: "Благообразный облик - ни что иное, как проявление очищенного от страстей сердца. Чистое сердце невозможно скрыть внутри… сияние чистого сердца ярче блеска солнца и луны" [8; с. 398].

О приоритете сердца духовного над сердцем физическим могут свидетельствовать упомянутые нами ранее отверстия в сердце, образующиеся за счет усовершенствования (одухотворения) сердца.

Сердцу необходимо соблюдать свое Дао для того, чтобы внешние органы человека следовали своему ритуалу [7; т. II, с. 25]. "Когда вышестоящие покидают свое Дао, тогда нижестоящие не способны выполнять свои функции. Искусство сердца состоит в том, чтобы своим недеянием управлять внешними органами" [7; т. II, с. 27].

В "Гуань-цзы" говорится, о том, что нужно содержать "дворец" в чистоте, открыть "двери". Дворец означает сердце, сердце - это вместилище ума. Потому говорится, что "чистота дворцу" означает освобождение от чувств симпатии и неприязни. "Двери" означают глаза и уши, являющиеся органами зрения и слуха [7; т. II, с. 29].

Исходя из сравнения сердца с дворцом, можно говорить о приоритете сердца над всеми остальными органами, в том числе и над умом. Чрезмерное накопление знаний внутри сердца означает потерю душевного равновесия. Поэтому неисчерпаемым источником жизни является накопление внутренних сил сердца [7; т. II, с. 34].

Общая характеристика сердца

В заключении мне бы хотелось обозначить некоторые моменты символики сердца в различных культурах.

В буддизме сердце - суть природы Будды. Алмазное Сердце - это чистота и несокрушимость; человек, которого ничто не может "повредить", вывести из равновесия. В китайском буддизме сердце является одним из Восьми Драгоценных Органов Будды.

В индуизме сердце - божественный центр, место обитания Брахмы: "Это Брахма, это все", Атман. Сердце символизируется лотосом. "Глаз сердца" - это третий глаз Шивы, трансцендентная мудрость, всезнающий дух.

В исламе сердце --центр существа; "глаз сердца - это духовный центр, абсолютный разум, просветление".

Как видно из приведенного нами материала, сердце выступает многоаспектным смыслообразом, развивавшимся по трем направлениям:

1. Область физического. Сердце выступает как физический объект - центр физической, жизненной энергии, приносимый в жертву, например, ацтеками Солнцу - такому же центру жизненной энергии (мира).

2. Область душевного. Сердце - как одна из частей души.

3. Область духовного. Сердце - как центр духовной деятельности, отождествляемый и с совестью, и духом, однако постоянно сохраняющий специфику. Сердце духовное - это и эмоционально-волевое, и духовно-умное. В традиционных культурах ум противопоставлялся сердцу обычно только тогда, когда под умом понималось абстрактно-рассудочное. По духовной сути своей они едины.

Сердце - очень подвижный смыслообраз, не фиксируемый на каком-либо уровне в знаковых иерархиях, издаваемых культурами. Примером этому и послужила настоящая работа. Нами описаны лишь некоторые функции органа сердца. Общим же для всех культур является то главенствующее место, которое занимает сердце в жизни человека независимо от его этнической, временной или религиозной принадлежности.

Литература:

1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Серия: Фило-софское наследие. АН СССР, Институт философии. М., "Мысль", 1973.
2. Чжуан-цзы. Ле-цзы/ Пер. с кит., вступ. Ст. и примеч. В.В. Малявина. М., Мысль, 1995.
3. Е.А. Торчинов. Даосизм. "Дао - дэ Цзин". Перевод Е.А. Торчинова.- СПб, "Петербургское Востоковедение", 1999.
4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., "Мысль", 1994
5. Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., "Крон-пресс", 1997.
6. Дж. Купер. Энциклопедия символов (Серия "Символы"). М., "Золотой век", 1995.

Образ сердца в восточной традиции (на примере философии Древнего Китая). - Вестник Русского Христианского гуманитарного института (РХГИ), 4/2001

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: