Упельсинкина страница
Мысли

Марина В. Воробьева

Современное религиоведение в России:
особенности и перспективы развития

Истоки религиоведения

Религиоведение зарождается в середине XIX века и получает мощный импульс в своем развитии, благодаря таким ученым, как Фр. М. Мюллер, К. П. Тиле, Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и др. Новая наука, практически одновременно заявившая о себе в нескольких европейских странах (Нидерланды, Франция, Германия, Англия), развивается в различных направлениях, которые ныне принято считать основными разделами религиоведения (1).

Религиоведение - комплексная дисциплина, вбирающая в себя знания по социологии, психологии, философии, истории религий, этнографии т.д. Исходя из этого, можно говорить о том, что именно религиоведение становится консолидирующим началом всех научных исследований в области религии (социология религии, история религии, философия религии, психология религии, феноменология религии).

Отличительные подходы российского религиоведения

Если для Европы вопрос об объективном подходе к изучению религий весьма актуален (2), то в России дело обстоит несколько иначе. Государство, на протяжении всей своей истории идущее рука об руку с религией, даже отринув ее от себя, не может оставаться объективным по отношению к ней. Религия долгое время выступает "запретным плодом" и используется лишь в качестве "мальчика для битья". Над ней насмехаются, ее поносят, и методы этого "битья" не всегда научны.

В результате, к середине 90-х гг. (а именно в это время термин "религиоведение" все чаще заявляет о себе в российских учебных пособиях) мы можем увидеть два сложившихся и отличных друг от друга подхода к религиоведению в России.

Один из них - атеистический, изначально являлся направляющим, но, даже отойдя на второй план, он по-прежнему не теряет своих позиций. Ни для кого не секрет, что многие кафедры религиоведения сформировались на базе бывших кафедр религии и атеизма. Безусловно, нельзя не оценить по достоинству заслуги подобных кафедр, открывших для нас много замечательных имен и подаривших нам научные исследования, которые не утратили свою актуальность и по сей день. Но нельзя не отметить тот факт, что исследователи, идущие "путем атеизма" (как отвержения религии), несут на себе вполне конкретный отпечаток своего прошлого. Именно по этой причине в некоторых современных учебниках по религиоведению можно встретить скептическое, а порой и циничное отношение к изучаемому предмету.

Другой подход к религиоведению в России, ныне занимающий лидирующую позицию, - теологический. В данном случае речь идет о неосознанной (а порой - и осознанной) подмене целей и задач религиоведческой науки и о попытке выставить религиоведение в качестве некоего приложения к теологии. И знаменитая формула схоластов (3) звучит из уст церковных иерархов как: "Религиоведение - служанка богословия".

На первый взгляд, сознание верующего человека, ориентированное на конкретные идеалы, может и должно адекватным образом воспринимать понятия, с которыми имеет дело религиоведение, посредством обращения к собственному религиозному опыту. Однако не исключено, что религиозные убеждения могут стать тем камнем преткновения, который закроет путь к возможности объективного исследования, и о который будут разбиваться любые попытки межрелигиозного диалога как научной дискуссии (4).

Не лишним будет напомнить и о том, что главная задача теолога - быть апологетом своего вероучения - не является таковой для религиоведа.

Преклоняясь перед исследователями религии, явившими своей жизнью пример служения Богу и науке (5), данный опыт по отношению к России представляется нам чрезвычайно опасным. Богословская школа в России настолько сильна, что может "раздавить" младенца - религиоведение, после чего неизбежно последует вырождение религиоведческой науки в России, как самостоятельного предмета.

Аспекты взаимодействия

Возможно ли совместить обозначенные нами подходы с собственно религиоведением? Или же необходим отказ от таких подходов, как неприемлемых и ведущих к упадку науки о религии? Исторический опыт показывает, что исследователи религий, которых мы сейчас причисляем к "классикам религиоведения" (6), подчас нередко придерживались различных религиозных учений. Однако это не мешало им быть объективными по отношению к предмету исследования. Благодаря своим убеждениям многие из них смогли полнее раскрыть исследуемую тематику (7).

Дальнейшие пути развития

Возможно, что будущее российского религиоведения не так пессимистично, как оно видится многим ученым нашего времени (8). Не исключено, что религиоведение в России будет развиваться по строго "научному пути", и из "самодельного" станет "подлинным" (9).

Однако, учитывая специфическую особенность, присущую российскому менталитету, а именно - быть тем маятником, что зависит от ряда социально-экономических и политических убеждений, можно пожелать религиоведению в России терпения, самоопределения и твердости характера. Ведь религиоведение - служение науке, а не служение в угоду политических идей…

1. Как правило, выделяют пять основных разделов религиоведения: философия религии, феноменология религии, социология религии, история религии, психология религии. - См.: Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.
2. Фр. М. Мюллер. Введение в науку о религии. Лекция 1. - Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 34-38.
3. "Философия - служанка богословия".
4. В данном случае данная оговорка ("научной") необходима для того, чтобы преградить путь обвинениям автора в экуменизме.
5. Н. Зедерблом, О. Пфлейдер, К.П. Тиле.
6. Термином "классики" мы называем исследователей религии, внесший свой вклад в науку о религии. Подробнее см.: http://www.upelsinka.com/Russian/classic.htm
7. Примером может служить работа У.Р. Смита "Лекции о религии семитов".
8. См., например, Интервью с Е.А. Торчиновым рассылке "Введение в религиоведение", вып. 73 от 04.05.2001 - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/200105/04092733.html.
9. Подберезский И.В. Протестанты и другие: религиозная публицистика. Сб-к статей - СПб, Мирт, 2000. С. 87-88. См. также Интервью И.В. Подберезского рассылке "Введение в религиоведение", выпуск 62 от 09.03.2001. - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/200103/09094839.html

Опубликовано: Портал Credo.Ru
Дата публикации: октябрь 2002

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: