Упельсинкина страница
Классики религиоведения
Э. Лэнг

Становление религии
(фрагмент)

Современная наука история религий имеет в своем распоряжении ряд выводов, которые считаются уже твердо установленными. Эти выводы коротко можно сформулировать следующим образом. Человек вырабатывает понятие "дух" или "душа" в ходе размышлений над такими явлениями, как сон, видение, смерть, тень, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Поклоняясь первоначально духам умерших родственников, человек в дальнейшем развивает учение о духовных сущностях во многих направлениях. Призраки или другие духовные существа, созданные подобным образом, в процессе дальнейшего развития становятся богами. Затем, в результате сложных преобразований, один из богов становится высшим по отношению к другим богам, наконец, высшее божество превращается в единого Бога. Наряду с этим человек сохраняет веру в существование своей собственной души, продолжающей жить после смерти тела, и формулирует концепцию бессмертия. Таким образом, идеи Бога и души возникают в результате ошибочных рассуждений и непонятных для первобытного человека переживаниях.

Предложение о пересмотре этой устоявшейся концепции, которая одновременно является такой простой, такой логичной и так хорошо подтвержденной фактами, может показаться почти безрассудным. Однако не будет большого вреда, если мы попытаемся рассмотреть огромный массив данных с новых точек зрения. В худшем случае необоснованная критика должна лишь помочь обоснованию доктрины, против которой она направлена. Сейчас мы намерены показать, что существуют две точки зрения, с которых факты, относящиеся к ранним стадиям развития религии, еще не подлежали тщательному рассмотрению. Прежде всего мы зададимся вопросом, что можно утверждать (если это вообще возможно) о природе "видений" и галлюцинаций которые, согласно м-ру Тайлору и его блестящей работе "Первобытная культура", вносят свой вклад в формирование идеи "духа"? Во-вторых, мы соберем и сравним имеющиеся сообщения о высших Богах и творящих существах, в которые верят и которым поклоняются наиболее отсталые народы. Затем мы поставим вопрос, могли ли, как утверждают современные антропологи, эти относительно высшие Существа в том виде, как они понимались людьми в весьма неразвитых социальных условиях, возникнуть из веры в призраков умерших.

Наконец, мы рискнем утверждать, что первобытная теория души должна была основываться, по крайней мере частично, на переживаниях, которые даже сейчас не могут получить удовлетворительного объяснения в рамках материалистического мировоззрения. Мы попытаемся обосновать положение о том, что идея Бога, даже в ее самых ранних формах, не может быть логически выведена из идеи духа, независимо от степени развития последней. Концепция Бога не нуждается, таким образом, в размышлениях по поводу видений и "призраков".

Если эти две позиции могут быть достаточно успешно защищены, то становится очевидным, что вся теория науки о религии должна быть пересмотрена. Не менее очевидно и то, что эти две позиции независимы друг от друга. Первая может рассматриваться как фантастическая или неправдоподобная, ее можно завуалировать и оставить вне поля зрения. Но сила второй позиции, основанной на данных совсем другого характера, не будет тем самым ослаблена. Наша первая позиция можут быть обоснована только при помощи данных, которые не пользуются современной наукой. Однако эти данные получены посредством вполне законных антропологических процедур. Мы последуем примеру м-ра Тайлора и займемся сбором примитивных верований в видения, галлюцинации, "способность к предвидению", а также тех элементов знания, которые, по всей вероятности, не могут быть получены при помощи обычных чувств. Затем мы можем сравнить эти примитивные верования с достоверными описаниями сходных переживаний у живущих в настоящее время образованных и цивилизованных людей. Если мы не придем к какому-либо определенному выводу или придем к отрицательному выводу по поводу актуальности и сверхнормального характера указанных переживаний, мы все же сравним данные первобытной и цивилизованной психологии, а также примитивные и современные иллюзии и вымыслы и тем самым внесем значительный вклад в неизведанную область функционирования антропологической науки. Результаты, независимо от того, усилят ли они или ослабят нашу первую позицию, должны быть весьма любопытны и поучительны даже в том случае, если они составят главу в истории человеческих заблуждений. Эта глава, несомненно, затронет и такую тему, которую можно назвать Х-областью нашей природы. За пределами этой области, за рамками чуда, пророчества, видений, на первый план, безусловно, выдвигаются великие религии - христианство и ислам; но выдающиеся религиозные новаторы и лидеры - наш Господь Бог, св. Франциск, Джон Нокс, Жанна д'Арк - имеют много общего с основателями новой веры у индейцев племени сиу или арапахо. Следовательно, сравнивать варварские и цивилизованные верования и переживания в области столь неясно понятой и столь богатой своими мощными влияниями, будет не так уж ненаучно. Тема, которая нас интересует, будет рассматриваться в гораздо большей степени при помощи метода антропологии, чем метода психологии <...>

Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 46-49.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: