Упельсинкина страница
Классики религиоведения
Н. Зедерблом

Становление веры в Бога
(фрагмент)

Глава 5. Религия и магия.

1. Религия и вера в Бога, сущность религии

Пpежде Какой бы важной вера в Бога, наряду с почитанием Бога, не являлась для религии, но, как я неоднократно подчеркивал, существует еще один более значимый критерий сущности религии, а именно различие между "священным" и "профанным". В общем и целом я согласен с Дюркгеймом и его школой, хотя я и не в состоянии везде применять ее выводы к отдельным случаям. Может существовать истинное благочестие без развитой веры в Бога и культа. Но не может быть благочестия, заслуживающего этого имени, без представления о священном. Благочестив только тот, для кого существует нечто священное. Отсутствие широкого взгляда на идею святости повлекло за собой в религиоведении негативные последствия. От религии отделяют такие явления, которые при непредубежденном взгляде на религию относятся к ней, причем, как на ее первобытной стадии, так и в высших формах религии. Упускают из виду почитание духов и богов и полагают поэтому, что в развитии первобытных людей следует выделить дорелигиозную, магическую стадию.

То, что мы называем религией, и то, что мы называем магией и колдовством, в первобытном обществе переходят друг в друга; точно так же первобытному пониманию чуждо различение благочестия и морали, науки и  техники. Но делать из магии ступень, предшествующую религии, значит по сути ставить проблему на голову. Ибо уже первобытный человек осознает в своем духовном мире некую противоположность между магией и религией, хотя и в иной форме, чем мы.

Эту противоположность мы рассмотрим позже. Пока что для нас важно видеть, как соотносятся характерные признаки религии с идеей силы, более того, насколько они составляют всю ее суть. Потому что представление о силе уже содержит некое предчувствие чего-то сверхчеловеческого в окружающем мире, а также страх и почитание этого. Магия же включает в себя злоупотребление силой.

Магия и колдовство как зло и вред для первобытного человека означают враждебное обществу и вредное применение ценной и опасной силы, которой располагает колдун. Ниже мы проследим развитие этой радикальной противоположности. Здесь ограничусь констатированием того, что магия по отношению к религии является вторичной (2). Теперь невозможно установить наличие какой-то стадии без магии. Но теоретически магии предшествует религия, знакомство с маной, т.е. силой могущей приносить помощь или несчастье. Нельзя злоупотреблять чем-то, прежде чем это нечто имеется в наличии. И если магия рассматривается уже первобытными людьми как corruptio optimi, то она предполагает нечто, что для них является важнейшим в жизни.

Австралийцы не почитают никаких духов и никаких богов. Нижеследующее описание принадлежит Спенсеру и Гиллену. Я предлагаю читателю решить самому является ли описанное религией или нет. "Пока мальчик растет, лет быть может до четырнадцати, он совершенно свободен, бродит по лесу, разыскивает пищу, в течение дня играет с товарищами и, может быть, проводит вечер, наблюдая за обычными ритуальными танцами и песнями. Но с момента его инициации его жизнь резко делится на две части. Во-первых, он ведет жизнь, которую мы бы назвали его обычной жизнью, общую с другими мужчинами и женщинами и связанную с добычей пищи и исполнением ритуальных танцев. Мирное однообразие этой части его жизни время от времени прерывается возбуждением, связанным с каким-то столкновением. На другой стороне находится у него то, что постепенно приобретает все больший вес, т.е. та часть его жизни, которая посвящена отправлению действий священных или тайных. Когда он становится старше, он принимает в них все более активное участие, пока эта сторона его жизни не займет несравненно большую часть его мыслей. Священные церемонии, кажущиеся белому человеку глупыми, являются для него чрезвычайно серьезным делом. Они связаны с великими предками племени, и он совершенно убежден, что когда настанет его смертный час, его духовная часть подобающим образом вернется в старое убежище, где будет жить с предками, пока не сочтет за благо вернуться в мир, вновь родившись".

Разве можно прочесть этот отрывок не почувствовав, что в нем мы каким-то образом сталкиваемся с религией австралийцев? От обычной жизни с ее заботами о пропитании и с ее удовольствиями все явственнее с годами отделяется более высокое бытие, в котором человек общается со священным. Это бытие является для него высшим из всех.

"Удивительно, сколь значительную часть жизни туземцев занимает осуществление этих церемоний, которые подчас длятся по два-три месяца, причем каждый день совершается одна из них или несколько". Разве не присутствуют здесь признаки религии и притом в весьма характерной форме? Если эти действия хотят назвать магией, то сначала их надо лишить чувств благоговения и почитания и связанных с ними чувств ценности, укрепления души и доверия. Но эти действия связаны с робостью и благоговением, доверием и укреплением духа. Осознание "маны" и контакт с этой силой сопровождается не только страхом, но и доверием. И оба эти явления - страх и доверие - характеризуют религию в отличие от магии. Далее, в ритуалах, связанных с предками, все твердо установлено, ничто не оставлено на произвол. В результате инициации отдельный человек вступает в священную жизнь общества. Он знакомится с традициями племени, с Высшими Творцами и их делом. Не может быть никакого сомнения в том, что эти инициации юношей, ритуалы интичиумы, направленные на помощь животному-тотему, и прочие таинства австралийцев являются священными. Среди корробори, или пантомимических танцев, выделяется некоторое число священных в противовес профанным. После инициации человек наряду с легендами и танцами, служащими просто для времяпровождения, узнает об историях и церемониях, полных тайного священного смысла. И у других народностей, находящихся на низком уровне развития, вроде андаманцев и бушменов существует нечто священное, обособленное от повседневной человеческой жизни. И это священное, не-профанное нельзя назвать колдовством или магией. Ибо для колдуна священное, наделенное силой, означает лишь средство, которое он использует в своих корыстных целях. Но обряды оказывают на первобытных людей религиозное, захватывающее впечатление и могут вызвать даже галлюцинации.

Миссионер Карл Штрелов рассказывает о тотемических ритуалах у племени аранда: "Они рассматривают подобные ритуалы как своего рода богослужение, как христиане рассматривают свои церковные службы; в этом меня заверили как аборигены-христиане, так и аборигены-язычники. Когда исполнитель хорошо играет свою роль, то особенно пожилые люди временами бывают насколько захвачены, что проливают слезы и уверяют - ибо как ни странно они помещают свое чувствилище в животе (tnata), - что их живот опечален (tnata nturknerama) или он раздирается болью".

Чтобы приблизиться к правильному пониманию религии аборигенов, живущих на побережье Конго, в отношении которых используются вводящие в заблуждение термины фетишизм и почитание фетишей, нет ничего важнее, чем различие между священным и профанным, как это показали Деннет и другие. Существуют священные, т.е. пронизанные сверхъестественной силой, люди, рощи, деревья, предметы и институции, которые все связаны с Нзамби как высшей небесной сущностью или как первоисточником таинственной силы. От "народа Нзамби" (mantu Nzambi) отделяют тех, кто занимается черной магией (muntu a ndongo). Вообще в основе африканских религий лежит понятие о том, что отделено от повседневной жизни. Наличие или отсутствие культа не имеет решающего значения.

Как только мы покидаем первобытных людей, везде появляется поклонение. Но в основе все-таки лежит различие между профанным и священным. Майнхоф пишет: "Насколько установлено, житель Западной Африки не думает о том, чтобы поклоняться любой вещи, но он очень хорошо различает профанные и священные вещи. Приписывание какому-нибудь предмету магической силы может объясняться самыми разными причинами и не в каждом случае это может быть установлено". Я мог вместо "магической" поставить здесь "священной".

То же самое относится к индейцам Северной Америки. Дж. Оуэн Дорси делит общества танцев в Омахе на три класса: "Во-первых, это те, кто является "Waqaba" или священными, включая занимающихся врачеванием; во-вторых, те кто связаны мужеством и войной; в-третьих, те, кто служат только общественным развлечениям". В первой группе ее религиозный характер наиболее очевиден, он имеет место и во второй, но отсутствует в третьей группе. Ритуалы для первобытных людей наиболее важны. Правда, они преследуют практические цели, причем по нашему мнению средствами магии. Но это еще не делает их магией. Для всякой религии, в том числе и более высокой и самой высшей характерно наличие практических целей. У первобытных народов обряды должны способствовать размножению тотемного животного или определенных растений, вызывать огонь и дождь и т.д. Но обряды сопровождаются вдохновением и страхом, которые придают им совсем иной характер, так что они не могут рассматриваться как обычные практические меры. Все религии преследуют  практические цели, не переставая от этого быть религиями. Австралиец торжественно проводит пантомиму в масках, чтобы обеспечить для соответствующих кланов необходимое пропитание. Христианин молится: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Хорошо ли идет дело у меланезийцев и размножаются ли его свиньи, это зависит от камней-мана, которыми он владеет. Никогда не выращивают ямс, не закопав этих камней. Прежде чем начать строительство, первобытный человек приносит жертву, чтобы оно прошло успешно. Автор псалмов утверждает: "Там где не Господь строит, там работают напрасно те, кто трудится над домом". Несмотря на большую дистанцию я не мог не признать в обоих случаях религии. Ибо человек ощущает себя в своих потребностях и в своем труде зависимым от силы или сил, которые больше, чем он сам, и которые вселяют в него страх и доверие.

Кроме того, аборигенам при проведении священных обрядов не всегда ясна идея цели. И в тех случаях, когда в ритуалах цель может быть задана, как, например, вызывание дождя в результате обряда у племени варрамунга на севере Центральной Австралии, обращенного к гигантской змее Wollunqua, эта практическая цель не выступает на передний план, решающим мотивом является то, что священные танцы и пантомимы были некогда установлены существом вызывающим благоговение, и потому всегда должны совершаться.

Как отмечает Дюркгейм, "огонь чествуют не ради дождя. Его чествуют, потому что так поступали предки; потому что продолжать поступать так - это очень почтенная традиция, и в силу этого после совершения церемонии возвращаются с чувством морального удовлетворения".

Согласно Штрелову у племени аранда имеется ряд тотемов, которые существуют в поле, в норах, углублениях и других местах, где были предки тотемов. Естественно, исключается, что ритуалы в отношении подобных тотемов могут повести к их размножению или иному благоприятствованию. "В таком случае обряды имеют цель вернуть в память события прошлого, и кроме этого воспоминания обряды не имеют иной цели". Есть обряды, которые не служат ничему, "они просто-напросто отвечают потребности действовать, двигаться, делать жесты, которые воспринимаются верующими".

И если священные танцы и пантомимы сопровождаются типично-религиозным ощущением и определенным моральным удовлетворением, так же обстоит дело и в случае обрядов, связанных с табу. В правилах табуирования первобытный человек ощущает свое возвышение над простым природным существованием. Если какое-то племя или народ  имеют более строгие запреты или больше запретов, чем у соседей, то это хотя и означает более строгие и тяжкие стеснения, но зато воспринимается как своего рода знак благородства. Презрение, с которым правоверный иудей или мусульманин относится к тому, кто употребляет в пищу свинину, находит хорошие параллели у первобытных людей. Нечто от педантичного ханжества фарисейства соединяется с осознанием того, что обуздание влечений принадлежит к более высокому уровню человечности. Северные соседи зулусов, тонга, едят рыбу, которая для самих зулусов является табу. Жюно рассказывает, с каким отвращением молодой бангони отказался есть соус, приготовленный с крабами. Крабы, правда, не являются рыбами, но юноша был "бОльшим роялистом, чем сам король". Он испытывал гордость принадлежности к высшей расе. "Он был не таким, как эти несчастные тонга, которые едят рыбу. Он унизил бы себя, приняв участие в подобной трапезе. Лучше ему держаться от этого подальше".

К этому присоединяется и то, что священные обряды были установлены древним творцом либо существом, являвшимся первопричиной всего. Основание для из проведения состоит в том, что предки осуществляли их и что их надо проводить. Других оснований участники обрядов часто не могут привести. Граница между естественным действием с одной стороны и магически-религиозным с другой в некоторых случаях может быть зыбкой и сложной для определения. Однако граница между профанным, обыденным и священным, благодаря которому устанавливается связь с творцом, всегда сохраняется в жизни первобытных людей. <...>

Примечания:
1. Так, Дюркгейм переносит священное в буддизме на четыре благородные истины. Однако скорее следует понятие святости увидеть в трех сокровищницах буддизма, которые резко противопоставляются нищете и страданиям бытия.

2. В соответствии со своим обожествлением общества Дюркгейм рассматривает различие между религией и магией как различие между коллективностью и индивидуальным поведением. Но эту точку зрения нельзя провести в жизнь. Ибо, во-первых, и индивидуальные тотемы должны рассматриваться как религиозный феномен. Во-вторых, магия рассматривается Дюркгеймом также как в меньшей мере косвенный продукт "коллективного брожения", столь важного с его точки зрения для религии. К тому же магия также может выступать в коллективной форме. Маги могут объединяться.

Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 280-288.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: