Упельсинкина страница
Тексты
Индуизм

Санскритское слово "дхарма" означает скорее "праведность", чем "право". И по содержанию текстов, и по их значимости в культуре народа, и по характеру самих предписаний дхармашастры более сопоставимы с Законом, с "Пятикнижием", чем с "Дигестами". Дхармашастры в основном описывают образ жизни ученика, домохозяина, отшельника и аскета, перечисляя домашние обряды и социальные нормы (отношения между младшими и старшими, учеником и учителем, женою и мужем, сыном и отцом). При этом особое внимание уделяется брахманам, а красной нитью проходит тема осквернения и искупления.

 

Дхармашастра Нарады

Перевод

[Введение]

Благословенный Ману Праджапати создал книгу для блага все живых существ, являвшуюся основой правил жизни. В ней [излагались следующие темы]: сотворение мира, разновидности живых существ, протяженность праведной страны, определение собрания [ученых брахманов], установление о веде, ведантах [и] жертвоприношениях, праведное поведение, судопроизводство, уничтожение преступников, образ жизни царя, деление на варны и на ашрамы, правила о браке, отношения между мужем и женой, порядок наследования, правила [совершения] шраддхи, предписания, [касающиеся] очищения, определение того, что можно есть и что есть не следует, что можно продавать и что продавать не следует, разновидности грехов, описание рая и ада, виды искупления [грехов] упанишады, тайные учения — итого двадцать четыре главы. ]

Благословенный Ману, изложив все это в ста тысячах стихов и в тысяче восьмидесяти разделах, передал божественному мудрецу Нараде. А тот, получив от него это знание и подумав, [что] такую книгу из-за ее обширности усвоить людям нелегко, сократил ее до двенадцати тысяч [стихов] и передал божественному мудрецу Маркандее. А тот, получив от него это знание, также приняв во внимание краткость жизни людей, сократил ее до восьми тысяч [стихов] и передал мудрому Бхаргаве. А мудрый Бхаргава, получив от него это знание и памятуя, что возможности людей [становятся] все более ограниченными из-за уменьшения срока [их] жизни, сократил ее до четырех тысяч [стихов]. И именно ее изучают предки и люди, а боги, гандхарвы и другие [небожители] — подробную [книгу] в сто тысяч [стихов], где первый стих гласит:

"Был этот [мир] тогда во тьме, и ничего не было видно,
и тут благословенный Самосущий явил свои четыре лика".

После этого следуют одна глава за другой по порядку. Девятая же глава носит там название "судопроизводство", и к ней божественный мудрец Нарада составил это Введение в форме сутр. Вот — уста его.

I.

1. Когда люди были преданы только дхарме, правдивы, тогда не было ни тяжбы, ни ненависти, ни себялюбия.

2. [Когда же] среди людей начала исчезать дхарма, появилась тяжба, и царь, налагающий наказание, стал рассматривать тяжбы.

3. И для выяснения спорного дела между двумя тяжущимися сторонами известны два типа [доказательств] — документ и свидетели.

4. Бывают два вида [тяжбы] — с дополнительной ставкой и без нее. С дополнительной ставкой — такая [тяжба], когда предварительно записывается дополнительная сумма денег.

5. Тот, кто проиграет судебное дело с дополнительной ставкой, должен заплатить сумму, которую сам определил, а также штраф, [установленный] при проигрыше [дела].

6. Основа тяжбы — заявление; если оно не будет доказано, истец проигрывает дело, но если [истец] его докажет — берет верх. I

7. Семьи, корпорации, союзы, уполномоченный [судить], царь — это опоры правосудия; из них каждая последующая значительнее предыдущей.

8. Считается, что судебное дело имеет четыре ступени, четыре основания и четыре средства, оно полезно четырем, затрагивает четверых, обеспечивает четыре,

9. имеет восемь членов, восемнадцать поводов и сто разновидностей, три истока, два [возможных] обвинения, два входа и двоякий исход.

10. Судебное дело имеет четыре ступени: это дхарма, процесс, обычай и царский указ; [из них] каждая последующая [ставится] выше предыдущей.

11. При этом основание дхармы — истина, основание процеccа — свидетели, обычая — запись, а указа — царская воля.

12. Судебное разбирательство считается имеющим четыре средства, ибо используются увещевания и другие средства; полезно четырем, ибо охраняет четыре ашрамы,

13. называется затрагивающим четверых, ибо по четверти [греха или заслуги] выпадает каждому [из четверых]: участники [тяжбы], свидетелям, судьям и царю.

14. Оно именуется обеспечивающим четыре, поскольку обеспечивает дхарму, артху, славу и любовь народа.

15. [Суд] именуется восьмичленным, [поскольку включает] царя со слугами, судей, шастру, счетчика и писца, золото, огонь и воду.

16. Неуплата долга, депозит, совместное предприятие, непередача того, что отдано, неповиновение обязанных [повиноваться],

17. неуплата жалованья, продажа чужого, непередача проданного и возврат купленного,

18. нарушение общинного порядка, поземельная тяжба, союз мужчины и женщины, раздел наследства, насилие,

19. оскорбление словом и оскорбление действием, [азартная] игра и разное — вот почему [судебное дело] называется имеющим восемнадцать поводов.

20. Имеется еще деление этих [поводов] на сто восемь [разновидностей]; [судебное дело] называется "имеющим сто разновидностей", поскольку действия людей многообразны.

(А 21). Двадцать пять [разделов содержит тема] "о неуплате долга", шесть — "о депозите", три — "о совместном предприятии", четыре — "о непередаче того, что отдано",

(А 22). девять — "о неповиновении обязанных [повиноваться]", четыре — "о неуплате жалованья", два — "о продаже чужого", один — "о непередаче проданного",

(А 23). четыре раздела — "о возврате купленного", один — "о нарушении общинного порядка", двенадцать — "о поземельной тяжбе", двадцать разделов — "о союзе мужа и жены",

(А 24). на один меньше [в теме] "о разделе наследства", двенадцать разделов [содержит тема] "о насилии", три раздела в двух [темах вместе] — "об оскорблении словом и действием",

(А 25). один раздел — "об [азартной] игре и битье об заклад", (в теме] "о разном" — шесть разделов. Таким образом, всего этих разделов именно сто тридцать два.

21 (А 26). Так как [судебное дело] возникает вследствие [какой-либо] из трех [причин] — страсти, гнева и алчности, — то считается имеющим три истока, ибо эта троица — причина тяжб.

22(А 27). Оно называется имеющим два [основания] для обвинения, поскольку бывает основанным на подозрениях или на фактах. Подозрение [возникает] вследствие связей с дурными людьми, факты — когда обнаружено похищенное и т.п.

23(А 28). Оно называется обладающим двумя входами, ибо содержит [заявления] двух сторон. Из них первое — иск, а второе — ответ на него.

24(А 29). Оно именуется ведущим к двоякому исходу, так как следует либо истинным, либо ложным [утверждениям]. Истина — то, что соответствует действительным фактам, ложь — ошибочное утверждение.

(А 30). Обманщики лишают доказательной силы даже ордалии, по­этому не следует допускать ошибок при определении места и времени, размеров [имущества] и прочего.

25(А 31). При этом царь, преданный дхарме, может простить невольную ошибку; пусть он стремится лишь [к установлению] истины, поскольку дхарма — основа [его] процветания.

26(А 32). Как семь языков пламени поднимаются от [жертвенного] огня, так же [появляются] семь благ у совершенного душой царя, решающего тяжбы согласно дхарме.

27(А 33). [Это] — дхарма, артха, слава, любовь людей, подчинение [врагов], преклонение со стороны подданных и вечное пребывание на небесах.

28(А 34). Поэтому царь, восседая на троне Дхармы, пусть будет бескорыстен и беспристрастен ко всем существам, соблюдая обет сына Солнца.

(В 34). Различая выгоду и невыгоду, справедливость и несправедливость, пусть он рассматривает дела всех тяжущихся в соответствии с порядком варн.

29(А 35). Пусть он рассматривает тяжбы по порядку, будучи сосредоточен, следуя прежде всего дхармашастре, доверяясь мнению главного судьи.

30(А 36). Сначала определение сути дела, затем [его отнесение к тому или иному] поводу тяжбы, затем рассуждение и принятие решения — рассмотрение дела [в суде] пусть проходит эти четыре стадии.

31 (А 37). Умело рассматривая запутанные ходы тяжбы, старательно избегая противоречий с артхашастрой и дхармашастрой,

32(А 38). пусть он находит след дхармы, как охотник выслеживает раненого зверя по каплям крови в чаще.

33(А 39). Если же возникнет противоречие между дхармашастрой и артхашастрой, то, отвергнув сказанное в артхашастре, соблюдает то, что предписано в дхармашастре.

34(А 40). А в случае противоречия [между текстами] дхармашастры предписание избирается посредством рассуждений; ведь важно разбирательство дела, посредством его может быть отвергнута дхарма.

35(А 41). Ведь благословенная дхарма чрезвычайно тонка, таинственна и труднопостижима, поэтому следует вести процесс в соответствии с тем, что явно.

36(А 42). И тот, кто невиновен в краже, может подвергнуться обвинению в ней, и похититель может считаться честным человеком; [так] Мандавья, невиновный в воровстве, по судебному делу подвергся обвинению в воровстве.

37(А43). Сделки, которые заключались в присутствии женщин [как свидетелей], ночью, за пределами деревни, внутри дома или в присутствии врагов, должны быть заключены заново.

38(А 44). В делах о неуплате долга и т.п. вследствие неясности подобных тяжб и несовершенства памяти [ответчик] может, ecли хочет, получить отсрочку [для ответа] ради установления истины.

(В 44). [Если] ответчик не отвечает [на иск], пусть будет связан и наказан согласно дхарме; если не ответит через месяц, то считается потерпевшим поражение [в деле о спорном] имуществе.

39(А 45). Но следует отвечать немедленно по делу о корове, земле, золоте, женщине, краже, оскорблении, [по делу, сопряженному] с опасностью, о насилии и клевете.

(В 45). В зависимости от значимости [дела] ответчик может отвечать немедленно или может взять [отсрочку] на один день, пять дней или три дня; в делах о неуплате долга и т.п. — полтора месяца или неделю.

40(А 46). Тот, кто действует в спорном деле [сам], не заявив царю, должен быть сурово наказан, и его дело отвергается [судом].

41 (А 47). Если [ответчик] не является на слушание дела и не обращает внимания на слова истца, последний может ограничить его свободу [до вызова] в суд и рассмотрения [дела].

42(А 48). "Ограничение" бывает четырех видов: в отношении места, времени, выезда и действий; тот, на кого наложено "ограничение", не должен его нарушать.

43 (А 49). Если нарушает "ограничение" тот, кто задержан при переправе через реку, в лесу, в опасной местности, при стихийном бедствии и т.п., — он не виноват.

(А 50). Дела, рассмотренные друзьями, родственниками и свойственниками, могут быть разобраны снова в присутствии царя с наложением [на виновных] двойного штрафа.

44(А 51). Если задержанный в дозволенное для задержания время нарушит [это] "ограничение", он должен быть наказан, но если задерживающий поступает иначе, [чем дозволено], то сам заслуживает наказания.

45(А 52). Тот, у кого назначена свадьба, кто страдает от болезни, кто совершает жертвоприношение, находится в бедственном положении, привлечен к суду другим, а также исполняющий царскую службу,

46(А 53). пастухи, пасущие коров, земледельцы в период [сбора] урожая, ремесленники во время их [работы], воины во время войны,

47(А 54). несовершеннолетний, посланец, делающий пожертвования, соблюдающий обет, а также тот, кого постигло горе, — [никто из них] не может быть задержан, и пусть царь не вызывает их [в суд].

48(А 55). Пусть ответчик не предъявляет [встречный] иск, пока не завершит данное судебное дело, и [не следует вчинять иск] тому, кому уже вчинен иск другим, — не должно поражать [животное], которое уже поражено [другим охотником].

49(А 56). Пусть [истец] не вносит изменений в суть иска, с которым он обращается в суд, и не переходит к другому иску; если же перейдет, то первое [дело] проиграет.

50(А 57). И пусть не предъявляет ложного обвинения, [ведь] вина клевещущего [равна вине преступника]; то наказание, что предписано в этом случае [за преступление], постигнет и обвинителя [-клеветника].

51 (А 5 8). [Если человек] под [разными] предлогами затягивает время, молчит в суде или отказывается от прежних показаний — [все это] признаки, [по которым его следует признать] потерпевшим поражение.

52(А 59). Тот, кто, будучи вызван [в суд], спасается бегством или, придя [в суд], не защищается, должен быть наказан царем как проигравший дело.

(А 60)Кто, отвечая на вопрос, не соглашается признать то, что надежно установлено, или, отвергнув доказательство, к нему же прибегает снова,

(А 61). [и] кто, сказав, что у него-де есть свидетели, не представляет их по требованию — по каждому из этих оснований судья может определить потерпевшего поражение.

53(А 62). Бесплодно доказательство после того, как уже вынесено решение, будь то документ или же свидетели, если [о них] было заявлено прежде.

54(А 63). Как бесплодны блага дождя, когда зерно уже coзрело, так бесплодно и доказательство, когда решение по делу уже вынесено.

55(А 64). То, что заявлено в должное время, подлежит рассмотрению, даже если не соответствует действительности, но то, что по недосмотру не было сказано, не принимается во внимание, даже если оно соответствует действительности.

56(А 65). Если [проигравший] считает, что [его дело] решено и наказание наложено вопреки дхарме, его заявление можно расследовать заново с наложением двойного штрафа [на того, кто будет признан виновным].

57(А 66). И если дело было рассмотрено неверно, то судьи заслуживают такого же наказания. Ведь никто не остается на [верном] пути, если нет наказания.

58(А 67), Судья, который вследствие пристрастности, невежества или алчности вынесет неверное [решение], перестает быть судьей, [и] такого [грешника] пусть сурово накажет [царь].

59(А 68). А царь, блюдущий свою дхарму, пусть усердно проверяет, что верно и что неверно, ибо характеры людей разнообразны,

60(А 69). Есть люди, из алчности лжесвидетельствующие, а есть другие — злодеи, подделывающие документы.

61 (А 70). Поэтому оба [вида доказательства] царю следует старательно проверять: документ - в соответствии с правилами, [составления] документов, свидетелей — в соответствии с правилами о свидетельских показаниях.

(В 70). Некоторые искусные люди умеют составить документ, похожий на подлинный, поэтому не может быть определена окончательная победа [в тяжбе] только на основе правильно составленного документа.

62(А 71). [Люди] кажутся другими, [чем они есть на самом деле - [порой] лжецы похожи на правдивых, правдивые похожи на лжецов, поэтому необходима проверка [показаний].

63(А 72). Небо кажется твердым и светляк — как огонь, но нет тверди в небе, нет огня в светляке.

64(А 73). Поэтому надлежит расследовать даже то дело, [которое кажется] очевидным. Тот, кто решает дела после [должной] проверки, не нарушит дхарму.

65(А 74). Царь, который всегда таким образом, тщательно рассматривает тяжбы, обретает здесь блистательную славу, [а после смерти] достигнет обители солнца.
 

Дхармашастра Нарады. Пер. с санскрита и коммент. А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева. – М.: Изд. Фирма "Восточная литература" РАН, 1998. С. 56-63.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: