Упельсинкина страница
Тексты
Ислам

Хишам ал-Калби. Книга об идолах.

"Книга об идолах"  Хишама ал-Калби является одним из самых ранних дошедших до нас произведений арабских историков по истории духовной жизни доисламской Аравии. Она посвящена доисламским языческим культам на территории Аравийского полуострова и содержит в себе легенды и предания о введении идолопоклонничества, сведения о многих общеаравийских или племенных идолах, описание жертвоприношений, обрядов при паломничестве. Значительное место уделено в ней событиям, сопровождавшим уничтожение язычества и победу ислама в Аравии.

5.
// Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!

Сообщил нам (1) шейх Абу-л-Хусайн ал-Мабарак ибн 'Абд ал-Джаббар ибн Ахмад ас-Сайрафи, - [эту книгу] читали с ним, а я слушал:

сообщил нам Абу Джа'фар Мухаммад ибн Имран ибн Маслима в 463 году (2):

сообщил нам Абу 'Убайдаллах Мухаммад ибн 'Имран ибн Муса ал-Марзубани способом иджаза (3):  рассказал мне Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн 'Абдаллах ал-Джаухари:

рассказал нам Абу 'Али ал-Хасан 'Али ибн ас-Саббах ибн ал-Фурат, секретарь:

я читал [эту книгу]  с Хишамом ибн Мухаммадом ал-Калби в 201 (4) году, и он сказал:

6.
// рассказал мне мой отец и другие, - а я проверил все их рассказы, - что, когда Исма'ил, сын Ибрахима, - да будет благословение Аллаха над ними! - поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполонили они Мекку и изгнали амаликитов (5), что жили там, стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни их них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.

К поклонению истуканам и камням их привело (6) то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (7) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они не селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили Каабы, желая снискать этим его милость и из-за привязанности и любви к Святилищу. А еще они почитали Каабу и Исма'ила, да будет мир над ними!

Потом это привело их к тому, что они стали поклоняться тому, что полюбили, и забыли то, чего придерживались, и переменили веру Ибрахима и Исмаила на другую. Они начали поклоняться истуканам и обратились к тому, чему следовали народы до них. Они вернули себе тех идолов, которым поклонялся народ Нуха (8), да будет мир над ним, следуя воспоминаниям, сохранившимся среди них. Но у них все же осталась память о заветах Ибрахима и Исма'ила, которые они исполняли: почитание Дома (7), обход вокруг него, хаджж и 'умра, стояние на горе 'Арафа и в Муздалифе (9), принесение в жертву верблюдиц и громкие обращения [к богу] во время хаджжа и 'умры, - хотя они и внесли в это то, чего в нем не было [раньше].

7.
// Низариты (10) говорили всякий раз, когда взывали к богу:

Вот мы перед тобой, о боже! Вот мы перед тобой!
Вот мы перед тобой! Нет тебе сотоварища! Кроме со-товарища, который у тебя!

Ты владеешь и им, и тем, чем владеет он!

Этим обращением они признают егшо единственным [богом] и ставят рядом с ним свои божества, отдавая власть над ними в его руки. Аллах, велик он и славен, говорил своему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: "не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединить к Нему сотоварищей" (11), то есть не считают они меня единственным, зная истину обо мне, но ставят рядом со мной сотоварища из созданных мною.
А обращением аккитов (12) было таким: когда они отправлялись в паломничество, то ставили впереди себя двух своих черных рабов, и те шли перед их шествием и говорили:

Мы - вороны аккитов!

А аккиты говорили вслед за ними:

Аккиты покорные идут к тебе! Рабы твои йеменские!
Чтобы совершить паломничество еще раз.

А рабииты (12), когда совершали паломничество, исполняли обряды и останавливались в [определенных] местах, уходили в первый день нафра и не оставались до конца ташрика (13).

8.
// Первым, кто переменил веру Исма'ила, да будет над ним мир, установил истуканов, освододил са'ибу от работы, ввел обычай с василой, резал ухо бахире и объявлял верблюдиц заповедными (14), был 'Амр ибн 'Амир ал-Азди, а он - прародитель племени хуза'а (15).

Матерью 'Амра ибн Лухаййа была Фухайра бинт 'Амр ибн ал-Харис, а говорят - Кам'а бинт Мудад ал-Джурхуми.

Этот ал-Харис ведал всем, что связано с Каабой. Когда 'Амр ибн Духайй возмужал, он стал оспаривать у [ал-Хариса] попечение над ней и сразился с джурхумитами (16) с помощью потомков Исма'ила. И он одолел их, удалил от Каабы, изгнал их из мекканских земель и стал хранителем Дома после них.

Потом он тяжело заболел, и ему сказали: "В ал-Балка' , в Сирии, есть горячий источник; если ты отправишься туда - исцелишься". И он пришел туда, искупался в [источнике] и выздоровел. Он увидел, что жители этого места поклоняются идолам и спросил: "Что это?" Они ответили: "Мы испрашиваем через них дождя и помощи против врага". Тогда он попросил их, чтобы они дали ему каких-нибудь из них, и они дали. Он привез их в Мекку и поставил вокруг Каабы. <...>

Примечания:

1. Имеется в виду Абу Мансур Маухуб ибн Ахмад ал-Джавалики (466-539 / 1073-1145)
2. 1070-71 г.

3. Приведенный иснад иллюстрирует два способа передачи книжного знания у средневековых арабов - сама' и иджаза. Первый состоял в том, что ученики слушали чтение какого-либо сочинения под руководством учителя и с его объяснениями и комментариями. Прослушав полный курс, они получали право передавать это сочинение дальше со ссылкой на учителя. При втором способе ученик знакомился с сочинением непосредственно по рукописи, и затем уже учитель давал ему иджазу - право на дальнейшую передачу.

4. 816-17 г.

5. Амаликиты (араб. 'амалик) - по арабским легендам, одно из первых племен, говоривших на арабском языке, обитало в Хиджазе.

6. Переводится по контексту, так как в словарях сколь-либо подходящее значение не зафиксировано.

7. Имеется в виду Кааба.

8. Библейский Ной.

9. Арафа, или 'Арафат - гора в 21 км на восток от Мекки, на которой паломники делают остановку на 9-й день паломничества. Ночь после этого дня они проводят в Муздалифе, урочище между горой 'Арафа и долиной Мина.

10. Низар - эпоним большей части североаравийских племен.

11. 'Акк - древнее арабское племя, обитавшее в начале VII в. в Йеменской Тихаме между современными городами Эль-Лухайя и Ходейда.

12. Раби'а - группа североаравийских племен, переселившихся к началу VII в. из Неджда в Месопотамию.  13. Дни ташрик - три дня (11-13 зу-л-хиджжа), следующие за днем жертвоприношения во время паломничества, которые паломники проводят в долине Мина. Происхождение названия точно не установлено. Нафр - уход паломников из Мина. Первый день нафра приходится на второй день ташрика.

14. Приведенные термины служили обозначением верблюдов ии других домашних животных, которых доисламские арабы посвящали божествам, метили и отпускали на волю, не используя их больше в своем хозяйстве.

15. Хуза'а - южноаравийское племя, ветвь племени ал-азд. Согласно традиции, племя ал-азд когда-то мигрировало на север и хуза'а, отделившись от него, поселилось в районе Мекки.

16. Джурхум - согласно преданиям, племя джурхум принадлежало к древним обитателям Йемена, откуда переселилось в район Мекки, изгнав оттуда амаликитов. В свою очередь, было вытеснено оттуда племенем хуза'а.

Хишам ибн Мухаммад ал-Калби. Книга об идолах (Китаб ал-аснам). Пер. с арабск., предисл. и примеч. Вл. В. Полосина. М. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1984.  ("Памятники письменности Востока". LXVIII) С. 14-16, 40-42.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: