Упельсинкина страница
Тексты
Индуизм

 

Житие Сур Даса

(из сборника "Жития 84 вишнуитов")

Одним из распространенных в XVII- XVIII вв. жанров прозы была житийная агиографическая литература. К наиболее известным ее образцам на севере Индии относятся "Жития 84 вишнуитов" и "Жития 252 вишнуитов", которые, по мнению доктора П. Миталя, на языке браджа записаны в XVII в. И действительно, уже в первой половине XVII в. эти "Жития" были известны, так как имеется к ним обширный комментарий Харирайя на брадже под названием "Бхао пракаш" ("Проявление чувств"). Автор-составитель наиболее раннего "Жития 84 вишнуитов" - махатма Гокульнатх (1551 - 1640), внук знаменитого философа Валлабхачарьи - основателя секты "Валлабха". Главные эпизоды "Жития Сур Даса" - это: 1) обнаружение Валлабхачарьей местного поэта; 2) встреча поэта и философа; 3) знакомство Валлабхачарьи со стихами поэта и восхищение ими; 4) странствование поэта и философа; 5) создание поэтом прославленной поэмы "Океана поэзии" Сура и других стихов; 6) поэт становится учеником философа и его профессиональным храмовым певцом и 7) достойная старость и смерть поэта. Один из наиболее ярких "добавочных" эпизодов - встреча поэта с императором Акбаром.

И создал Сур Дас тысячу падов, которые назвали "сагаром" ("океаном") — и стали они известны во всем мире. Услышал повелитель страны пады Сур Даса и подумал: "Хорошо будет встретиться с Сур Дасом". Но желанию Господа они встретились, и сказал император: "Слышал я, Сур Дас джи, что ты много сочинил прекрасных падов. Мне Всевышний пожаловал царство. Все восхваляют мои добродетели, и ты пропой что-нибудь".

Тогда Сур Дас джи пропел перед повелителем страны киртан (1): "Возлюби более себя Господа"(?). Сур Дас пропел перед императором этот весь гимн. А пад (гимн) этот такой: "Постоянно созерцай Господа. Живи всегда в любви к богу и в отречении от всего земного. Опасайся дурного общества, возлюби общество благословенных (бхактов). Всегда люби стопы Шри Тхакура джи (2), не питай привязанности к державной власти" и т.д.

Выслушав его, император остался очень доволен и сказал: "Мне Всевышний дал царство. Все восхваляют мои добродетели поэтому пропой (что-нибудь) во славу мне!" Тогда Сур Дас джи пропел такой пад на рагу (мелодию) кедаро: "Не осталось в душе места" Этот весь пад пропел Сур Дас. Услышав его, император Акбар подумал: "Я приказал ему пропеть мне славу. Если он жаждет что-либо получить от меня, то пропел бы: (но) он — подданный Всевышнего". А Сур Дас джи закончил таким падом: "Пусть видят жаждущие очи Сура!" Пропел это, а император спросил: "Сур Дас джи, ты ведь лишен зрения, как же ты умираешь от желания (видеть) и как без зрячих глаз ты даешь сравнения, как?" Сур Дас джи ничего не ответил. Тогда снова сказал император: "Его глаза — у Всевышнего. Что там видит, то и описывает". И тогда подумал в уме император про Сур Даса джи: "Следовало бы ему что-нибудь пожаловать, но он — благословенный (бхакт)(3), нет у него никаких желаний". Затем Сур Дас джи, простившись с императором, отправился в храм Шри Натха (4).

(Сур Дас прожил долгую жизнь и умер, как рассказывает "Житие", со стихами на устах.)

Когда заметил Махатма Виттхальнатх, что странно печально выражение у поющего Сур Даса и витают его мысли неведомо где, то спросил: "Что видит теперь (незрячими) глазами Сур Дас?" И тогда тот пропел еще стих о прекрасной Радхе, возлюбленной Кришны, что кончался словами: "Иссяк источник жизни Сур Даса, ничего не осталось, отлетев, ухожу". И пропев именно так, покинул Сур Дас свое тело.

Перевод Н. Сазановой.

Примечания:
1. Киртан — особый вид хвалебного гимна.
2 Шри Тхакур джи — одно из имен Кришны. Секта Валлабха чтила Кришну в облике и под именем Шри Тхакура джи. Главный храм в Гобардхане носит название храма Шри Натха Тхакур джи.
3 Здесь употреблено слово бхагвадий, точный перевод его означает "благословенный бхакт господа".
4. Храм Шри Натха-Кришны-властителя находится в Брадже в местечке Гобар-дхан и является одной из главных кришнаитских святынь секты Валлабхачарьи. Сур Дас пел свои пады в этом храме Шри Натха.

Литература Востока в Средние века: Тексты/ Под ред. Н.М. Сазановой. - М., изд-во МГУ; изд-во "Сиринъ", 1996.С. 321-322.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: