Упельсинкина страница
Мысли

Марина В. Воробьева

Пост-советская Россия: какую традицию мы выбираем?

По истечении более чем десяти лет с момента перестройки, черты облика пост-советской России проступают всё более отчетливо.

Коммунистическая идеология отошла на задний план, но мы понимаем, что ее ниша не может оставаться не занятой. Похоже на то, что к настоящему моменту четко выявился кандидат, претендующий на освободившееся место. Этим кандидатом является Русская Православная Церковь.

С одной стороны, мы можем только порадоваться этому факту. Ведь в итоге справедливость восторжествовала и храмы, разрушенные большевиками, активно восстанавливаются в наше время. Однако есть нечто, заставляющее нас настроженно отнестись к этому факту. Речь идет о клерикализации и политизации роли Русской Православной Церкви в современном политическом курсе российского государства.

Настаивая на правомерности активизации деятельности РПЦ и на своевременности этого шага, церковные иерархи и те, кто поддерживает их, говорят прежде всего о традиции и некоем "большинстве" россиян, исповедующих православную религию.

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) в интервью Марку Смирнову (газета "НГ-религии" - http://religion.ng.ru) говорит следующее:

"Нельзя забывать, что русские составляют не только арифметическое большинство населения страны, но исторически являются нацией, образовавшей государство Российское. И если насильственно прерванная революцией духовная традиция возрождается, почему это должно оскорблять чьи-то чувства?" (статья "Возрождение традиций" - http://religion.ng.ru/people/2002-12-18/1_traditions.html).

Подобные заявления неоднократно звучат, когда речь идет о введении в общеобразовательную программу учебных заведений предмета "Основы православной культуры". К этому предмету мы вернемся ниже, а пока что попытаемся разобраться, в действительности ли большинство населения России исповедует православную веру.

По сведениям государственной регистрации религиозных объединений на 1 января 2000 года в Российской Федерации зарегистрировано 17 427 организаций, из них 9 236 принадлежат к Русской Православной Церкви. Это действительно большинство, но следует учитывать и "меньшинство" - более чем 8 тысяч организаций, не являющихся православными. Кроме того, необходимо учитывать, что, как показывает статистика последних лет, число неправославных организаций неуклонно растет.

Упомянутый нами предмет, носящий название "Основы православной культуры", вызывает активные дебаты не только в образовательной, но и во многих других сферах российского общества.

За введение этого предмета в школьную и вузовскую программы стоят многие иерархи Русской Православной Церкви, да и сам министр образования В. Филиппов похоже уже склонился к положительному решению этого вопроса. "Что в этом плохого, - говорят сторонники этого предмета, - если наши дети будут расти духовными?". В обращении участников ежегодных Рождественских чтений к президенту Российской Федерации Владимиру Путину, сказано: "Отрыв российской светской школы от духовно-нравственных традиций Православия продолжает оставаться одной из основных причин, препятствующих возрождению национальной экономики и культуры, преодолению демографического кризиса нашего общества, решению многих других социально значимых проблем - роста преступности, наркомании, распада семей" (Служба коммуникации Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии http://www.russian-orthodox-church.org.ru)

Издания масс-медиа успокаивают нас: ну что в этом особенного, если появится предмет, который будет рассказывать учащимся об основах русской духовной культуры? Возможно, что это будет и вовсе история религии - говорит газета "Известия" (http://www.izvestia.ru/science/article30634).

Однако, противники подобной инициативы - люди разных религиозных вероисповеданий, и они опасаются, что подобный шаг может привести к межнациональным и межрелигиозным конфликтам. Свидетельством этого может служить тяжба, которая в настоящий момент ведется из-за православного учебника (см. "Мир религий" - http://www.izvestia.ru/science/article30634).

К чему может привести подобное сближение церкви и государства, мы можем увидеть из высказываний некоторых депутатов. Так, газета "НГ-религии", публикует статью под названием "Нужен ли России свой Ватикан" (http://religion.ng.ru/facts/2003-02-19/2_vatikan.html), в которой рассказывает о предложении одного из депутатов Государственной Думы Российской Федерации сделать из Кремля Ватикан российского масштаба.

Конечно, подобное заявление не может не показаться смешным. Однако удивительная солидарность правительства и церкви по ряду вопросов не дает повода для насмешек. Опасения многих людей направлены не на религию, как культурнообразующую основу российского населения, а на те последствия, к которым может привести шаг возведения одной религии многонациональной и многоконфессиональной страны в ранг "государственной". Введение предмета "Основы Православной культуры" может повлечь за собой и введение "Закона Божия", а там, как справедливо опасаются некоторые исследователи религии, недалеко и до церковной цензуры. Ну, а пока - время дискуссий и размышлений: какую традицию мы выбираем.

Март, 2003 г.

[Опубликовано в рассылке Современное религиоведение, Выпуск 27 (12 апреля 2003 г.)]

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: