Упельсинкина страница
Религии

Даосизм

Ключевые концепции

(по кн. Мела Томпсона "Восточная философия")

Дао

Дао означает Путь постижения законов природы, ее закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом.

Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. В начале "Дао дэ цзин" сказано: "Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао".

Глава 42 трактата определяет последовательность творения: "Дао рождает одно, одно рождает двух, два рождает трех, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякающем потоке энергии ци".

О Дао упоминают как о "начале и матери десяти тысяч вещей", то есть сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий; порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего непрерывный ряд заурядных, сущностно ограниченных вещей.

Дао не есть бытие, но не-бытие. Это то, что является первопричиной. В этом отношении его уместно сравнить с буддийским понятием шуньяты (пустоты). Дао универсально, всепроникающе и не поддается разрушению.

С точки зрения метафизики Дао - это безмолвный источник, порождающий все сущее, и одновременно конечная цель любого проявления. Оно не обладает фиксированной субстанционной основой, но лишь обеспечивает проявление и угасание существования.

Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию - состояние покоя; соответственно, Дао является основой любого процесса. Само по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. В этом смысле Дао означает абсолютную естественность.

Дэ

Дао непознаваемо, но вездесуще. То, о чем можно говорить, называется дэ (проявленная мощь). Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения.

Для даоса это утверждение имеет скорее практический смысл, а не метафизическую констатацию онтологических особенностей мироздания. Если субъект или объект следуют дао (иными словами, действуют естественным образом), их наполняет энергия (дэ). При этом не имеется в виду некая коэрцитивная сила, стремящаяся к насильственным изменениям, что противоречило бы самой сути учения, но естественная сила, полностью выявляющая природный потенциал. По аналогии с водой, Дао подобно потоку, силу течения которого представляет дэ.

Ци и мин

Буквально слово ци означает дыхание и соответствует духу, энергии или жизненной силе, заключенной во всем сущем. В контексте Дао как конечной реальности ци рассматривается как движущая сила вселенной.

Идеальным состоянием, главной целью даоса является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. "Постигший" более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление); состояние подразумевает осознание извечного закона (чан), неизменного, но вызывающего процесс перемен и контролирующего его действие в проявленном мире.

Процесс перемен и Дао

Согласно учению, все сущее находится в непрерывном процессе изменений, сбалансированных Дао. Китайские философы всегда считали, что абсолютная категория не может быть застывшей, а представляет текучее, изменчивое начало. Классическим примером является древнекитайский трактат "Ицзин" (и означает изменение, а цзин - авторитетное писание либо руководство). таким образом, "Книга перемер" может рассматриваться как руководство по гаданию, то есть толкованию и предсказанию событий и принятию соответствующих решений на основе сделанных прогнозов.

Подобно буддистам, даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. неизменным остается лишь извечный принцип или закон (чан), управляющий процессом перемен.

Мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, но не в нашем воображении. Исходя из этой посылки, любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к совершенству - это движение от неестественного в сторону естественного.

Инь-ян

Теория инь-ян уходит корнями в глубину веков, но своему концептуальному оформлению она обязана Цзоу Яню, жившему в IV в. до н.э. Столетие спустя вышли комментарии к "Книге перемен", где также рассмотрена теоретическая основа этого учения.

Инь (темное/женское) и ян (светлое/мужское) олицетворяют два типа вселенских сил, воплощенных в пяти элементах, которые в свою очередь составляют суть проявленного мира. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нем. Подобно солнечной и теневой сторонам горы (именно этот образ лег в основу терминологического оформления концепции), инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в темные цвета и наоборот; думать иначе - значит проявлять безрассудство.

Графически концепцию выражает тайцзи (символ великого предела). Символ олицетворяет непрерывное движение, незатихающий процесс. В этом смысле теория не оставляет места статичному равновесию, утверждая динамичность баланса сил.

Существует еще один важный аспект проявления баланса инь-ян: инь представляет пассивное начало, покой и рефлексию; ян демонстрирует активность и созидательную мощь. В идеале латентную и динамичную силы следует уравновесить. Даосы утверждают, что в жизни человека должны чередоваться периоды активности и созерцательного покоя. В противном случае его деятельность будет неэффективной.

Чжуан-цзы
(369-289 гг. до н.э.)

Примерно в то же время, когда Мэн-цзы систематизировал и переосмыслил учение Конфуция, работы Лао-цзы были пересмотрены его последователем Чжуан-цзы. В книге, носящей его имя, китайский философ выразил то, что сейчас мы называем даосской философией. Книга состоит из 33 глав, первые семь из которых принадлежат перу Чжуан-цзы, а остальные - его ученикам.

То, что уже было сказано о естественном образе жизни, было переосмыслено и приобрело новое звучание. В частности, Чжуан-цзы ввел в образение термин ли (принцип), обозначив им преобразующее действие Дао.

Несомненным вкладом в развитие даосской этической теории следует считать разработку Чжуан-цзы концепции ву-вей (невмешательства), которая рассматривается как в свете даосской духовности, так и в контексте гармоничной жизни.

Жизнь в гармонии с природой

По утверждению даосов, мир в целом и человек в частности характеризуются тремя видами жизненной энергии: шен (дух), ци (дыхание) и цзин (жизненная субстанция). Во время медитации человек стремится к слиянию микрокосма (Эго) с макрокосмом (мироздание). С этой целью человек должен избавиться от дуалистического восприятия действительности; иными словами, он старается отождествить свое Эго со всей вселенной, т.е. избавиться от субъектно-объектного сознания. Следовательно, даосская медитация глубоко мистична. Мистический союз со всем сущим не поддается рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма, согласно которому изреченное Дао не есть истинное Дао. То, что познается во время медитации, не поддается словесному выражению.

Коль скоро все находится в процессе постоянного изменения, идентификация собственного "Я" становится болезненной иллюзией, явным заблуждением, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен. Однако даосизм не склонен предаваться мудрствованиям и акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен убедиться на собственном опыте в существе вопроса, то есть осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.

Фэн-Шуй

В то время как медитация гармонизирует внутренние ресурсы человека, фэн-шуй представляет собой искусство жить в гармонии с миром при помощи внешних средств. Буквально фэн-шуй переводится как ветер и вода, то есть обозначает природные стихии, формирующие ландшафт. Концептуально искусство связано с теорией присутствия ци (жизненной силы) в среде обитания. Мастер фэн-шуй знает, как обустроить окружающую среду наилучшим образом, то есть так, чтобы обеспечить оптимальный поток ци.

Для обеспечения гармоничного потока энергии имеют значение архитектурные особенности строения, его ориентация на местности и даже интерьер. Отдельные помещения должны располагаться в соответствии с потребностями и аспектами жизни двух живущих в доме людей. Консультант по фэн-шуй может посоветовать, как сделать жилище уютным и пригодным для гармоничной жизни.

С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй доводит искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до совершенства, используя знание законов природы. Гармонично построенный и правильно расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит поток сбалансированной энергии.

Невмешательство и неприятие этического догматизма

Ключевой термин, обозначающий воздержание от активных действий,— ву-вей. Его можно перевести как невмешательство, хотя само слово вовсе не подразумевает абсолютной пассивности. Напротив, это действие, но осуществленное в соответствии с двумя принципами:

- ни одно усилие не должно быть потрачено даром;

- не следует делать ничего противоречащего законам природы.

Ву-вей следовало бы перевести как спонтанное или естественное действие. Это то, что человек делает интуитивно, не планируя. В чем-то такое действие напоминает поведение ребенка, свободного от условностей и не подозревающего о последствиях своих поступков. Это действие, мотивированное реальными обстоятельствами, а не фантазиями.

Часто мы поступаем вопреки своей натуре с единственной целью — доказать какую-либо идею или принцип. В такие моменты личность внутренне противоречива: эмоции подсказывают одно, рациональное начало — другое, сознание — третье. В таких условиях поступок малоэффективен и неестествен, так как является результатом компромисса между разными сферами сознания. Ву-вей воплощает спонтанное и естественное поведение. Действуя таким образом, мы не задаемся вопросом правомочности поступка, а просто совершаем его.

По утверждению Чжуан-цзы, человек должен действовать лишь тогда, когда поступок эффективен a priori. Если предпринимаемые усилия заранее обречены, то действовать вовсе не следует. В качестве руководства к действию он предлагал ву-вей. В третьей главе "Чжуан-цзы" рассказывается о мяснике, нож которого находился в постоянном употреблении, но долгое время оставался острым. Тому причиной было мастерство хозяина, разделывавшего туши так умело, что инструмент ни разу не попал в кость или сухожилие, выполняя свою работу вдоль естественных полостей между волокнами; иными словами, минимальные усилия демонстрировали максимальную эффективность.

Ву-вей — это качество, которое позволяет непредвзято смотреть на вещи, искусство быть самим собой, навык естественного поведения и уверенности в своих силах. Ву-вей проявляется тогда, когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, что делает. Иными словами, человек подчиняется приказам подсознания, не теряя время на логический анализ и сознательную оценку ситуации.

Следует отметить принципиальную разницу между моралью даосов и конфуцианцев. Согласно Конфуцию, нравственные нормы должны определяться законными актами, регламентирующими общественное поведение. Иными словами, некоторые поступки приносят несомненную общественную пользу даже в том случае, когда противоречат естественным человеческим побуждениям. Даосы считают такой подход неприемлемым. Подобное насилие над человеческой природой нарушает гармонию Дао.

Все люди неизбежно сталкиваются с одними и теми же проблемами, и даосизм предлагает жизненную философию естественного поведения, которое минимизирует негативный опыт. Поясняя свою точку зрения, Чжуан-цзы приводит следующий пример. Пьяный, падая с повозки, может отделаться легким испугом, в то время как трезвый человек скорее всего покалечится. Такое случается вследствие того, что пьяный полностью расслаблен, то есть его тело находится в "естественном" состоянии, а тело трезвого в минуту опасности напрягается, что делает его уязвимым.

Индивидуализм

В представлениях даосов личность человека является прямым выражением его дэ (силы), или проявленной энергии Дао. В качестве главной цели рассматривается достижение состояния единения с миром, то есть возврат к первоисточнику — Дао.

Заметим, что подобное постижение строго индивидуально и не несет никакой социальной составляющей. Если вспомнить о позиции конфуцианцев, то единственно правильным последние считают поведение, обусловленное ли, то есть общественным этикетом и традициями. Что же касается даосов, то они ставят во главу угла интересы личности, а не общества. Следовательно, основные расхождения в подходах этих традиций можно сравнить с различием между естественным и искусственным, спонтанным и предписанным.

Чжуан-цзы утверждал, что человек не должен руководствоваться никакой внешней мотивацией, будь то общественная мораль или ожидание поощрения либо осуждения. Впрочем, такая позиция вовсе не означает, что произвольные поступки непременно являются антиобщественными и совершающий их человек не принимает в расчет интересы окружающих. Смысл немотивированного действия состоит в отсутствии заинтересованности в результатах этого действия.

Чжуан-цзы считал, что не существует абстрактного добра и зла, и эти категории проявляются в зависимости от обстоятельств и личных характеристик участников события. Впрочем, это не означает, что даосы абсолютно свободны от каких бы то ни было моральных обязательств. Скорее, их этическое учение направлено на подготовку человека к освобождению от устаревших нравственных стереотипов. Во второй главе "Чжуан-цзы" говорится о принципиальной неразрешимости любого спора, так как человек, взявший на себя роль судьи, вынужденно принимает сторону одного из спорщиков и тем самым поддерживает чужую точку зрения. Иными словами, как только дело касается нравственного выбора, критерий оценки становится относительной величиной, так как сколько людей — столько и мнений.

Естественность и простота

Подобно водному потоку, жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления. Следовательно, идеалом даосов является существование, свободное от проявлений страстей и амбиций. Однако серьезным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний является образование, ибо знание умножает привязанность к желаниям и амбициозные устремления. Именно поэтому даосы разработали теорию мышления, препятствующую повышению интеллектуального и образовательного уровней.

Естественная простота (пю) проявляется в спонтанных поступках (ву-вей), отражающих природную гармонию. В процессе ву-вей личность выражается в своей первозданной простоте и единении с окружающим миром. В этом случае сознание не успевает проявить свое рациональное начало и подсознание берет на себя функции управления личностью.

Указанные качества способствуют осознанию природы всех живых существ и места человека в этом мире. Подобно буддистам, даосы сопереживают всем живым существам. Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он — бабочка и, проснувшись, он задал себе вопрос: "Как могу я знать, снился ли человек спящей бабочке или спящему человеку снилось, что он бабочка?"

Философские мотивы в произведениях Чжуан-цзы перекликаются с буддийскими представлениями, особенно в той части, где речь идет о мгновенном осознании собственной безличности, то есть потери ощущения личного "Я" в целостной картине мироздания. Особое влияние эта концепция оказала на творчество китайских пейзажистов и поэтов. Четкое видение перспективы ландшафта и простота и естественность образного языка китайских художников и поэтов в определенной степени отражают принципы учения Чжуан-цзы. Идея естественной гармонии воплощена во многих аспектах китайского искусства. Например, в работах пейзажистов горы (ян) как правило уравновешены каким-нибудь водоемом (инь). Порой художники намеренно создают впечатление динамичности своих сюжетов (процесс перемен); так, под напором корней деревьев скала покрывается трещинами. Как правило, люди и жилые строения занимают на картине определенное место и по сравнению с окружающим их величественным ландшафтом кажутся ничтожными. Согласно законам фэн-шуй, вся композиционная структура сбалансирована, и люди изображаются в соответствии с направлением потока положительной энергии. В целом создается ощущение гармоничного потока, символизирующего процесс перемен/

Даосизм проник во все сферы китайской жизни; так, искусство фэн-шуй добивается баланса между рукотворными предметами окружающей обстановки и естественными энергиями потока ци, а концепция инь-ян отражается в особенностях китайской кухни. Одни виды продуктов питания, например мясо, соответствуют принципу ян, а другие, например овощи, ассоциируются с инь. Все, что подается на стол, должно выражать баланс инъ-ян. Например, гарниром к говядине (ян) могут служить орехи (инь), а к любому мясному блюду должен подаваться чай (инь), но никак не крепкие напитки (ян).

На Западе наиболее известной даосской методикой стал комплекс упражнений тайцзи, представленный набором последовательных движений, с помощью которых восстанавливается баланс инь-ян. Человек, освоивший эту технику, выполняет упражнения спонтанно и естественно, причем вызванный поток ци не контролируется сознанием. Искусство, возникшее в XIV в., обрело многочисленных поклонников, многие из которых не имеют понятия о его даосской подоплеке.

Отношение к государственной власти

Главной темой "Дао дэ цзин" является критика искусственности культурных и социальных традиций. По мнению авторов, правительство не должно вмешиваться в естественный жизненный процесс. Сам Лао-цзы стремился определить нечто более существенное, чем социальные нормы и политическое устройство государства.

Поскольку даосизм превыше всего ставил интересы личности, государственная власть и гражданские институты рассматривались как механизм подавления естественных человеческих побуждений и наклонностей. В идеале государство должно свести к минимуму свое вмешательство в частную жизнь членов общества. Желание видеть правителей бездеятельными, возможно, было обусловлено коррупционностью гражданской власти и ее безразличием к нуждам подданных.

Даосизм как система религиозных взглядов

Учение развивалось в двух направлениях — философском и религиозном. Становление даосизма как религии началось со II в. н. э. и связано с появлением обрядов, храмов и жрецов. В отличие от раннего философского направления, приоритет получила духовность, основу которой заложили целительство и стремление к обретению бессмертия. Таким образом, целью даосов становится поддержание жизненных сил и продление срока жизни.

В этом разделе мы рассмотрим подход религиозного даосизма к проблемам бессмертия и половых отношений.

Бессмертие

В даосизме отчетливо просматриваются два принципиально отличающихся подхода к проблеме смерти. Для даосских философов смерть была естественным завершением жизни, а связанные с ней страхи считались нелепыми. Во второй главе "Чжуан-цзы" говорится: "Как я могу знать, что любовь к жизни не есть обман? Как я могу знать, что, испытывая ненависть к смерти, я не уподобляюсь человеку, покинувшему отчий кров в юности и забывшему дорогу назад?"

Религиозный даосизм придерживался другой точки зрения, отдавая предпочтение вопросам, связанным с продлением жизни. То, чем занимались последователи этой идеи, можно условно назвать внутренней алхимией. Под достижением бессмертия подразумевалось обретение магических сил, вплоть до способности к свободному полету.

Как это ни странно, бессмертие не означало омоложения организма. Достигшие цели адепты продолжали стареть, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней изображения, на которых "бессмертные" выглядят глубокими старцами.

Особые дыхательные методики были известны с незапамятных времен и практиковались как даосами, так и буддистами. Однако в двенадцатом столетии появилась новая даосская школа под названием Путь осуществления истины, которая придавала контролю за дыханием особое значение. Считалось, что воздух является изначальной материальной субстанцией и содержит тончайшие частицы, которые, аккумулируясь в теле человека, продляют ему жизнь. Даосы также были убеждены в том, что человеку отпущено строго ограниченное количество дыханий, и чем быстрее он израсходует этот ресурс, тем скорее умрет; и наоборот, медленное дыхание, сопровождаемое задержками, продлевает жизнь. В соответствии с этой доктриной была разработана техника утробного дыхания (символически сравнивающая дыхание с жизнью плода в утробе матери), исполняя которую, человек задерживал дыхание так долго, как только мог.

В данном случае мы имеем дело с количественной оценкой ци: количество вдохов и выдохов ограничено и расходовать их следует экономно. Нельзя не отметить, что этот подход принципиально отличается от первоначальных тезисов даосизма о естественном токе энергии.

Отношения полов

Идея половой дифференциации в природе не нова и была обозначена еще в "Книге перемен". Небо олицетворяло мужской принцип, а земля — женский. Поэтому не удивительно, что взаимодействие полов является одной из основных тем даосского видения реальности. Дуалистическая концепция инь-ян олицетворяет созидательную энергию, воплощенную во взаимодействии мужского и женского начал. При этом одно начало не может существовать в отсутствии своей противоположности.

Следуя подобной логике, естественно предположить, что сексуальный акт между мужчиной и женщиной помогает партнерам реализовать Дао, то есть установить естественное равновесие сил в природе, которое декларирует философское направление даосизма. Известно, что Чжуан-цзы был женат, и это не помешало ему стать великим мыслителем. В отличие от буддистов, проповедующих целибат, даосы считают семейную и, в частности, половую жизнь естественной частью бытия.

Но в представлениях более поздних последователей религиозного учения сексуальное взаимодействие рассматривалось несколько иначе. В соответствии с концепцией бессмертия считалось, что во время полового акта женщина забирает мужскую энергию ян, которая необходима для поддержания (и продления) жизни партнера. По мнению адептов учения, ци мужчины истощалось во время семяизвержения. С другой стороны, сексуальная стимуляция считалась благотворной, так как генерировала ян и, соответственно, восполняла запас ци.

Таким образом, двойственность позиции религиозных даосов создала серьезную проблему. Встал вопрос, каким образом, стимулируя ян, можно избежать угрозы истощения ци мужчины? В даосских кругах существовала практика coitus reservatus*. За счет полового возбуждения мужчина стимулирует приток ян, но не доводит дело до эякуляции, абсорбируя семя и тем самым избегая потери ци.

С появлением во II в. даосского общества под названием Пять мер риса практика прерванного полового акта приобрела характер группового секса. Подчеркивая необходимость постоянной стимуляции ян, члены общества старались вступать в половые связи как можно чаще, но при этом мужчины избегали доводить себя до оргазма. Таким образом, беспорядочная половая жизнь приобрела культовый и в определенном смысле неестественный характер. Следует отметить, что подобная практика не получила в даосизме широкого распространения, равно как и то, что она преследовала исключительно мужские интересы. Как бы там ни было, логические предпосылки таких нововведений представляют несомненный интерес. В некоторых религиозных сектах задача сохранения жизненной энергии любой ценой стала первостепенной. Итак, первичной целью считалась долгая жизнь, а конечной — бессмертие.

И все же, оставляя за скобками культовую эксцентричность и расхождения во взглядах религиозных даосов и философов, можно с уверенностью утверждать, что в целом даосизм относится к сексу положительно и считает его естественным проявлением жизни.

Другими словами, на примере отношения к половой жизни можно убедиться в существенном отличии позиций философского и религиозного даосизма:

1. Философы считают секс естественным взаимодействием инь иян.

2. Религиозные даосы акцентируют внимание на сохранении сущностной мужской энергетики.

Техника задержки дыхания и воздержание от эякуляции свидетельствуют о том, что религиозные даосы значительно исказили смысл первоначального учения. В то время как даосы-философы считали смерть естественным явлением, их религиозные последователи относились к ней как к врагу, которого необходимо победить во что бы то ни стало.

Даосизм и другие философские школы

Следует помнить, что китайское мышление сформировалось под влиянием многих философско-религиозных течений. В начале главы уже говорилось о том, что перед объединением Китая, во II в. до н. э., существовало несколько школ философской мысли. Эта традиция сохранялась на протяжении многих веков.

С приходом в страну буддийских проповедников национальное мышление формировали три учения — даосизм, конфуцианство и буддизм. При этом наблюдалось взаимное проникновение идей и религиозных взглядов.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что даосизм в значительной степени дополнил учение Конфуция. Конфуцианство продолжало влиять на общественное сознание, развивало теории социального и структурного устройства государства. В это же время даосизм разрабатывал концепции личной жизни в гармонии с процессом перемен. Первичная идея гармонизации личности оказала определенное влияние на формирование вторичных, социальных и культурологических, аспектов учения.

Несмотря не некоторые концептуальные расхождения, даосская теория процесса перемен и непризнание личного "Я" перекликаются с позициями буддистов. За последние две тысячи лет три религиозно-философских учения сформировали уникальную эклектичную традицию, в процессе становления которой происходило взаимное проникновение идей.

Томпсон М. Восточная философия/ Пер.с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФИАР-ПРЕСС, 2000. С. 257-288.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: