Упельсинкина страница
Религии

Культуры Эриду и Хаджи Мухаммеда в Южной Месопотамии

Культура Эриду - древнейшая из обнаруженных сейчас на юге Месопотамии, а ее возможная предшественница все еще остается скрытой под слоями аллювия. Находки на южном побережье Персидского залива, на полуострове Катар и в других местах, дали сходные с эридускими материалы, датируемые не ранее чем 5000 г. до н.э. Керамика эридуского типа найдена в нескольких пунктах Саудовской Аравии, но Дж. Мелларт полагает, что она больше похожа на керамику Хаджи Мухаммеда. Есть основания думать, что начало культуры Эриду следует искать в более северных областях - быть может, в самаррской культуре. В самом Эриду на смену эридуской керамике приходит керамика комплекса Хаджи Мухаммед, известная в самаррском Чога Мами в конце так называемого переходного периода, после позднесамаррской керамики.

В Эриду нижние строительные горизонты (XVIII-XV) состоят из маленьких прямоугольных домов и святилищ, построенных из сырцового кирпича. Керамика Эриду, по стилю близкая самаррской культуре, имеет строго локальный характер. Кубки, тарелки, кувшины и чаши - наиболее распространенные для нее
формы; керамика хорошего качества, с росписью матовой коричнево-черной краской по кремовой облицовке. Преобладают геометрические узоры, особенно хороши центральные композиции на больших чашах. Хотя применяется орнамент "в резерве", между керамикой Сузианы А и Эриду мало общего, быть может, последняя датируется более поздним временем (рубеж VI-V тысячелетий до н.э.)

Следующая фаза, культура Хаджи Мухаммеда, представляет в развитии культур Южной Месопотамии особый интерес, поскольку она предшествует убейдской культуре (полностью сложившейся около 4350 г. до н.э.). Ее начало может быть датировано приблизительно 4750 г. до н.э. или более ранним временем и оба памятника - Эриду и Рас эль-Амия - содержат по пять строительных горизонтов. Архитектурные остатки очень просты, но большой интерес представляет территория распространения культуры. В настоящее время она прослежена на большей части Южной Месопотамии, но еще лучше представлена в Сузиане (культура А и особенно В) - в Тепе Джови, Али Коше и других многочисленных теллях, а также в горах Луристана (например, в Козагаране). Связи настолько сильны, что можно предположить передвижение населения между горами Луристана и низменной Месопотамией, а новые данные дают основание считать, что оно продвигалось с гор Ирана в долину. Косвенный контакт с новой, халафской культурой засвидетельствован появлением керамики новых форм с глянцевой росписью с орнаментальными мотивами.

Керамика Хаджи Мухаммеда украшена глянцевой (редко - матовой) росписью темно-коричневого, темно-фиолетового, темно-зеленого или светло-красного цвета иногда в сочетании с резным орнаментом. Орнаментальные мотивы почти исключительно геометрические, очень насыщенные, часто встречается роспись "в резерве". Многие формы близки халафским, но другие местные. Наличие грубой керамики с большой примесью соломы тоже указывает на Западный Иран: для Месопотамии она не типична.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер. с англ. и комм. Е.В. Антоновой. Предисл. Н.Я. Мепперта. "М., "Наука", 1982 ("По следам исчезнувших культур Востока"). С. 69-70. 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: