Упельсинкина страница
Религии

Ритуал шаманской инициации у инуитов (эскимосов)

Для того, чтобы стать шаманом, необходимо пройти инициацию. Достоверных данных о ней нет, и не в последнюю очередь потому, что информаторы-шаманы сознательно скрывали подробности инициации. Шаманистская инициация предполагает выделение аутогипноза среди разновидностей (мирских) экстазов и овладение аутосуггестивной техникой. Инициация является единым и непрерывным процессом. Она состоит из нескольких периодов первичного обучения, странствия, обретения духов-помощников и первого камлания.

Сначала инициируемый выражает желание стать шаманом и проходит первичное обучение у шамана-инициатора. Здесь происходит передача шаманской техники, обучение тайному языку шаманов. Однако основная роль инициатора заключается в наделении инициируемого “шаманской силой” – “внутренним светом”. При этом инициатор извлекает душу инициируемого и замещает ее призраком. “Внутренний свет” необходим для наделения шамана духами среди остальных людей, он наделяет его также способностью к ясновидению. Инициатор заставляет пережить глубокий транс, в ходе которого, в частности, инициируемый должен увидеть себя в виде скелета. С психологической точки зрения эта стадия характеризуется использованием гетерогипноза и гетеросуггестии.

Странствие представляет собой наиболее важный этап инициации (не случайно информанты прежде всего описывают эту стадию, опуская предыдущие). В ходе странствия инициируемый должен встретить духа-покровителя, который наделяет его новой (духовной) плотью (как правило, поглощая его; это символическая смерть инициируемого), но главное – наделяет магической песнью или заклинанием (сочиняемыми самим инициируемым в порыве творческого вдохновения).

С психологической точки зрения, видения инициируемого является религиозной грезой, порожденной сенсорной депривацией. Видения инициируемого – это псевдогаллюцинации. Они отличаются от галлюцинаций тем, что инициируемый отдает себе отчет в их иллюзорности (но не считает их незначимыми). Поэтому его не страшат грозный вид духа-покровителя и символическая смерть. Именно преодоление этого страха смерти и является решающим для успеха инициации: только тот, кто победил его, может стать шаманом. (Впрочем, инициируемый знает, что не может умереть – ведь у него нет души, она извлечена инициатором).

После обретения духа-покровителя инициируемый в ходе нескольких религиозных трансов приобретает духов-помощников. Затем он устраняет свой первый сеанс, получает признание и статус профессионала. Как правило, первое камлание относится к роду “демонстративного шаманизма”, в ходе которого им активно используются разного рода трюки. Все миряне осведомлены, впрочем, об этих трюках и сами могут применять их. Однако трюки в ходе камлания наделяются религиозным значением. Цель демонстративного шаманизма – направление шаманской силы.

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996. С. 482-483.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: