Упельсинкина страница
Религии

Франки и саксы

К середине третьего века ближайшие к Рейну германские племена образовали единую общность и назвали себя "франки" - "смелые", "вдохновленные". На юге часть свевов стала алеманнами и начала совершать набеги на Италию и южную Галлию. Центральные же племена к концу столетия объединились в союз саксом и принялись расширять сферу своего влияния. Они отогнали франков на запад и совершали морские набеги и опустошали побережье южной Британии и северной Галлии. саксы оставались язычниками еще на протяжении пятисот лет. В Британии их нашествие рассматривали как столкновение вер и битву цивилизации с варварами. Победили в ней последние. Описания кровавых сражений сохранились в трудах только одного историка - Гильдаса, жившего спустя столетие после вторжения. Британия превратилась в конфедерацию язычников-германцев, возводивших своих божественных предков не к Бели и Анне, а к Водану.

Официальная христианизация Британии произошла уже в седьмом веке, причем достигалась она не путем массовых истреблений язычников и разрушения храмов, а посредством убеждения и установления незначительных юридических ограничений. Христианская миссия под руководством Августина, посланная из Рима в Британию в 597 г., прибыла ко двору короля Кентского, который, справедливо рассудив, что весьма полезно было бы иметь политических союзников на континенте, стал христианином. Римские церковные власти решили, что Британия должна быть обращена в христианство (проигнорировав тот факт, что в не-саксонских частях страны продолжали существовать секты кельтов-христиан, не пожелавших, однако, обратить в свою веру новых завоевателей). Следуя римской практике, миссионеры поделили Британию на южную провинцию со столицей в Лондоне, и северную, со столицей в Йорке. Меллит, один из сподвижников Августина, в 603 г. посетил Лондон и убедил короля Эссекса Себерта принять христианство, что уже сделал его северный сосед и потенциальный противник в Кенте. Языческий храм в Лондоне стал собором Св. Павла. Однако после того, как в 614 г. Себерт умер, трое его сыновей - Саксред, Сигеберт I и Сьюард, - остававшиеся язычниками, изгнали христиан, которые бежали в Кентербери и даже задумывались о том, чтобы всем вместе покинуть Британию. Собор Св. Павла вновь превратился в языческий храм, и "старая религия" процветала в Лондоне еще в течение 41 года. За это время церковь завоевала прочные позиции в своем временном пристанище, так что центром новой религии остался не Лондон, а Кентербери.

Политико-религиозные войны в Европе в трудах христианских авторов предстают героической битвой добра со злом, хотя на самом деле религия и политика были тесно взаимосвязаны. Например, король Уэльса, кельт-христианин Кэдвалл II, сражался на стороне Пенды, языческого правителя Мерсии, против короля Нортумбрии Эдвина, крещенного римской церковью, и убил его в битве при Хатфилде 12 октября 633 г. Когда Кэдвалл II умер, его похоронили в языческом Лондоне на том месте, где теперь находится церковь Св. Мартина в Лутгейте. После крушения римского кельтского общества, никакого столкновения добра (христианства) со злом (язычеством), о котором много говорят христианские апологеты, не было. Короли принимали того бога, который приносил победу и богатства, и для многих Бог христиан оказался "счастливым". В Англии так называемая "борьба добра со злом" на самом деле имела место во времена англо-саксонских войн против датчан в восьмом-девятом веках.

В самой Саксонии, в отличие от Британии, местных язычников истребляли их давние внешние враги - франки, к тому времени уже ставшие фанатичными христианами. В очередной раз в истории религией прикрывалась исконная ненависть. В конце восьмого столетия король франков Карл Великий предпринял крестовый поход против саксов, преследуя, разумеется, не только религиозные, но и территориальные интересы. В 782 г. по его приказу в роще, давшей название близлежащему современному городу Заксенхайн-бей-Верден, было убито 4500 пленных язычников, отказавшихся принять новую веру. Воины франков срубили святыню саксов - Ирминсул, "столб неба". наконец, в 785 г. крестился вождь язычников Видукинд. Карл Великий ввел смертную казнь за отказ от обращения в христианство и прочие проявления приверженности язычеству. "Что касается деревьев, камней, источников, где некоторые глупые люди зажигают факелы или предаются прочим суевериям, настоящим мы настоятельно требуем, чтобы эти, наиболее ненавистные Богу обычаи, должны, где бы из ни обнаружили, уничтожаться" (Boretius, Capitularia Regum Francorum I.59). несмотря на репрессии, в 793 г. саксы восстали. Итогом стала массовая депортация: по приказу Карла Великого из Саксонии был выслан каждый третий ее житель. Второе восстание саксов началось в 870 г. Оно оказалось более успешным - язычество на какое-то время вернуло утраченные позиции.

Несмотря на то, что официальное язычество у саксов сохранялось долго, мы знаем очень мало об их религии. Нам известно, что часть саксов, вторгшихся в Британию, поклонялась божественному предку Сиксноту, тотемическому богу меча, получившему имя по названию меча саксов, заточенного с одной стороны. Другие же возводили свое происхождение к богу бури Водану. Можно предположить, что Ирмин, священное существо у континентальных саксов, был богом Герминона, жившего в первом веке. Вождя германцев, в 9 в. н.э. победившего римлян, также звали Германном (на латинском - Арминий). Быть может, он и был тем самым мифическим предком, а может, был назван в честь последнего (как Династия Инглингов Скандинавии в честь бога Ингви).

У. Чейни привел тщательно аргументированные доводы в пользу того, что англо-саксонские короли считались посредниками между небом и землей, дарующими "удачу" своим народам. Если "удача" покидала царство, король должен был быть низложен или убит. Одной из особенностей такой системы было то, что чрезвычайно трудно было бы злоупотреблять королевской властью - вспомним сообщение Тацита об искренности и простодушности германцев (Germania 22.4). У англо-саксонских королей также считалось обычным при восшествии на престол брать в жены вдову своего предшественника. Также поступил и король Канут, уже обращенный в христианство в 1018 г. Поскольку англы и фризы, колонизировавшие будущую Англию, первоначально поклонялись богине нертус, было высказано предположение, что подобные браки свидетельствуют о матрилинейности. Вступая в брак с женой предыдущего правителя, новый король отождествлял себя с женщиной-обладательницей власти, олицетворявшей независимость страны, подобно богиням Ирландии.

Франки Карла великого были германцами и изначально обитали на территории современных Нидерландов в долине Рейна. В первом столетии до новой эры они соприкоснулись с галло-римской цивилизацией и со временем заняли пограничные, весьма неудобные земли, на которых, однако, находилась столица всех галльских провинций - Травс или Трир. История их как нации начинается в 446 г., когда они (возможно, под руководством полулегендарного и полубожественного Меровея, букв. "морской пират") захватили Турне. От него произошло название династии Меровингов, "длинноволосых королей", которые в духе поздней Римской империи в конце концов стали лишь номинальными монархами, а реальная власть находилась в руках первого министра, "хранителя дворца". Длинные волосы и борода, видимо, отличали языческих священнослужителей. Изображение одного из них хранится в Вюттембергском краеведческом музее в Штутгарте. Это - статуя бородатого швабского языческого жреца, на его одежде еще сохранились следы красной краски, а его волосы заплетены в десять косичек, доходящих до талии. Фигура "Вилдбергского человека" была найдена в стене дома в Вилберге (около Кальва, Баден-Вюттемберг) в 1698 г. и датируется, на основании стилистических особенностей, тринадцатым веком. Похожая фигура, каменная баба из Екатеринославля, южная Россия, хранится в музее Питт-Риверс в Оксфорде. Волосы у нее также заплетены в косички, но борода, в отличие от вилдбергской фигуры, отсутствует, поэтому считается, что это изображение женщины, хотя у нее нет груди.

В 487 г. франкские короли-Меровинги еще не были вождями своего народа. В этот год Хлодвиг разгромил под Суассоном Сиагрия, последнего римско-галльского полководца в Галлии, и овладел сервером Галлии. Какое-то время спустя, по традиции в 496 г. на юго-западной окраине своих земель он разбил алеманнов и перенес столицу в Париж. Затем, с благословения церкви, он принялся за ариан-готов. В 507 г. в битве при Вуалле Хлодвиг нанес поражение Алариху II и вытеснил готов во французские Пиренеи и Испанию. Борьба Хлодвига с бургундами, жившими в долине реки Роны, закончилась в 534 г., когда Бургундия вошла в состав империи франков. За сто лет до того, когда этот прибалтийский народ, мигрировавший на запад, достиг города Вормса, на него напали мародеры-гунны, и в 436 г. выгнали племя. Изгнанники осели в долине реки Роны и дали этой земле свое имя. Но после поражения от Хлодвига как нация они исчезли. Тем не менее их песни сохранились. Легенда о сражении бургундского короля Гундиохара с вождем гуннов Атиллой и других исторических персонажей, например, королеве Брунгильде, запечатлена в эпосе, превратившемся в "Песню о Нибелунгах", которая стала основой оперного цикла Вагнера "Кольцо Нибелунгов". Германские песни, так удручавшие одного римско-галльского поэта, жившего в Тулузе, что он жаловался на невозможность сочинять свои гекзаметры из-за непрерывных пиршеств своих посетителей, сохранились и даже оказали, через восхитительные chansons de geste (песни о деяниях), влияние на формирование нового французского языка.

Германское поклонение божественному предку, воплощающемуся в лице его живого наместника на земле - короля, на протяжении восьмого столетия, когда реальная власть переходила от Меровингов к их главным министрам, постепенно трансформировалось в повиновение "помазанникам Божиим". Главные министры, Арнулфинги, а затем и Каролинги, передавали власть по наследству, а при восшествии на престол были помазаны на царство епископами. При коронации Карла Великого в 800 г. этому акту придали особое значение. Как константинопольский патриарх восточной церкви освящал нового императора при его восшествии на престол, так и Карла Великого благословил в Риме сам Папа. Во время Рождественской мессы Папа возложил корону на голову Карла Великого, встал перед ним на колени и провозгласил его императором и августом (imperator et augustus) - древний титул победоносных римских императоров. Отныне армия Карла Великого стала правой рукой римской Церкви, незаменимым средством в ее территориальных спорах с Восточной империей. Кроме того, это означало, что Карл Великий был теперь уже не просто правителем народа или определенных земель, каковыми являлись англо-саксонские короли. Он превратился в лидера западного христианского мира и получил право вести религиозные войны. Миф о Римской империи, сражающейся за цивилизацию против варваров, дополнился мифом о Единственной Истинной вере, достойной этой империи. В последующем именно данным принципом оправдывали любые территориальные завоевания. Так, покорение Англии норманнами в 1066 г. отчасти объясняли расширением сферы влияния Римской церкви на землях полунезависимой церкви Англии. Вторжение норманнов в Ирландию столетие спустя было представлено как несение христианской цивилизации людям, которые "только называют себя христианами, а на самом деле являются язычниками". А на крестовые походы франков против язычников Восточной Европы смотрели как на само собой разумеющуюся и оправданную колонизацию народов, религия которых не позволяла считать их людьми. Тем не менее крестовый поход Карла Великого явился лишь прелюдией ко всем этим будущим событиям, отправной точкой которых стали события в 936 г., когда с восшествием на престол Оттона I возникла Священная Римская Империя.

В Британии уже более столетия миновало с так называемой эпохи "двух учений", когда король Восточной Англии Рэдвальд (умер 625 г. н.э.) мог позволить себе "иметь один алтарь для поклонения Христу, а другой - для поклонения демонам". Он был похоронен (если это был действительно он) в великолепной языческой усыпальнице в Саттон-ху. Собор в Уитби в 663 г. реформировал британскую церковную иерархию по римской модели, отказавшись от принесенной в Британию в VI-VII веках "ирландской системы" - отшельников, странствующих проповедников, независимых аббатств и монашеских общин. Британия вновь неожиданно влилась в международное сообщество, в котором короли и епископы играли каждый свою политическую роль. В 677 г. епископ Йоркский Уилфрид отправился в Рим, чтобы пожаловаться на решение короля Нортумбрии Экгфрита, но потерпел кораблекрушение у побережья Фризии и воспользовался представившейся возможностью для проповеди христианства местным жителям. Ему оказал помощь тогдашний первый министр франков Пипин Арнулфинг. Еще раз политические и религиозные амбиции объединились в крестовом походе против язычников. По иронии судьбы, именно язычники Фризии были первыми "саксами", вторгшимися в пятом столетии в Британию. Они оставались язычниками, и притом ревностными. Население Фризии отчаянно сопротивлялось - у франков отбили город Утрехт, откуда изгнали местного епископа. В 716 г. король Рэдборд возглавил языческое сопротивление против переселенцев, но преемник Уилфрида Бонифаций в 719 г. вернулся и начал разрушать языческие святилища и подавлять языческие учения. Однако в 722 г. вожди фризов Детдик и Диролф, "исповедуя христианство, на самом деле поклонялись идолам", а в Гессии и Тюрингии в 30-х годах VIII века "вера и практики обращенных (в христианство) по-прежнему в значительной степени оставались смешанными с языческими". В письме к папе Захарию Бонифаций писал, что даже пресвитеры поклоняются двум богам - они подносят жертвы не только Христу, но и варварским божествам.

Церковные соборы, проповедовавшие в Германии, призывали покончить с языческими практиками, включавшими гадание, использование амулетов, разжигание костров и поднесение жертв, как старым языческим божествам, так и занявшим их место святым. Но запреты имели значительно меньший эффект, чем того желала бы церковь, ибо повсеместное сопротивление продолжалось. Так, например, в 732 г. папе Стефану доложили, что на землях франков язычниками сожжено и осквернено тридцать церквей. Бонифаций в 731 г., несомненно, оказывая ответную услугу, благословил Пипина на царствование над франками, покончив тем самым с династией Меровингов с ее странными и непонятными языческими табу. Но вспыхнувшее на следующий год восстание, во время которого и были уничтожены тридцать церквей, ознаменовало лишь начало войны. 5 июня 754 г.

Бонифаций и пятьдесят его сподвижников были убиты в западной Фризии язычниками, противившимися принятию христианства. Тем временем, однако, франки преследовали язычников в Саксонии; и в 785 г. христиане разрушили святилища бога Фозита, в том числе и то, что находилось на "священном острове" Гельголанд. Казалось, что эпоха религиозных войн в Западной Европе закончилась, но тут на исторической сцене появилось новое действующее лицо. началась эра викингов.

Найнджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы/ Пер. с англ. .В. Котенко. - СПб.: Изд. группа "Евразия", 2000. С. 228-238.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: