Упельсинкина страница
Религии

Индоевропейцы

Идея о лингвистическом родстве между такими языками, как санкскрит, греческий и латынь, возникла сравнительно недавно (1786). Термин индоевропейцы входит в оборот с 1816 г., печальной памяти арийцы - с 1819 г., наконец националистическое обозначение индогерманцы, которое имеет не больше смысла, чем, скажем, "индославяне" или "индогреки", начинает бытовать с 1823 г. Первым индоевропейским лингвистом был немецкий ученый Франц Бопп (1791-1867).

Филология XIX в. очень серьезно относилась к реконструкции общего индоевропейского языка, получившего название "прото-индоевропейского" (ПИЕ), как если бы он действительно существовал. В наше время большинство ученых считают ПИЕ обыкновенной фикцией.

Хотя у индоевропейцев никогда не было общего языка, они, по всей видимости, происходят из одного региона, который археологи часто идентифицировали с нижним бассейном Волги, откуда эти воинственные, полукочевые, патриархальные племена распространялись несколькими волнами, начиная с середины пятого тысячелетия до н.э. Для них характерна культура холмов или курганов. Около 3000 г. до н.э. вторая волна курганов образовала еще один центр распространения, почти совпадающий с тем ареалом, который большинство лингвистов именуют "родиной индоевропейцев". К 2500 г. до н.э. эта территория простиралась от Урала до Луары и от Северного моря до Балкан. Согласно теории Марии Гимбутас, патриархальная культура индоевропейцев полностью вытеснила однородную матриархальную и мирную культуру, которая существовала в древней Европе в течение двадцати тысяч лет от эпохи палеолита до неолита. Главной особенностью этой культуры было поклонение богине, имеющей несколько функций. В бронзовом веке (1600-1200 гг. до н.э.) почти все народы Европы были индоевропейского происхождения - единственное исключение составляли финны, пришедшие с Урала и принадлежавшие к финно-угорской группе.

Религиозные верования индоевропейцев имеют общие черты, выявленные в XIX в. мифологами - компаративистами Адальбертом Куном (1812-1881) и Фридрихом Максом Мюллером (1823-1900). Компаративистские исследования обрели новый масштаб благодаря трудам Жоржа Дюмезиля (1899-1986), ученика лингвиста Антуана Мейе (1866-1936) и социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). В 1938 г. Жорж Дюмезиль впервые выдвинул теорию трех функций в первобытном индоевропейском обществе: жреческой, военной и хозяйственной. В классическом изложении своей доктрины (1958) Жорж Дюмезиль утверждал, что наличие этих трех функций отличает индоевропейское общество от любого другого. Как можно предположить, эта тройственная схема, основанная на существовании класса жрецов, воинов и производителей, отражалась на всех уровнях культуры и даже в психологии индоевропейских народов. Обнаружив ее в индийской, иранской, римской и германской религиях, Жорж Дюмезиль приходит к выводу, что она должна была существовать у кельтов, греков и славян, однако документальных свидетельств, способных подтвердить подобную интерпретацию, почти не сохранилось.

Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований ("Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 150-151.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: