Упельсинкина страница
Религии

Религии Америки

Лига ходеносауни, или ирокезов

За исключением определений широты, описаний почвы и климата и установления точных территориальных границ, наша индейская география ограничивается описанием внешних особенностей страны того периода, когда болиголов и клен, сосна и дуб тесно сплетались между собой ветвями, бесконечно перемежаясь в сплошном беспредельном лесу, простиравшемся от реки до реки и от озера до озера.

Поскольку аборигенный, или поэтический, период нашей местной истории все больше отдаляется от нас, то каждый уходящий год сгущает мрак над следами индейцев и ослабляет силу воображения, воскрешающего окружавший их изумительный лесной пейзаж. Чтобы получить представление о характере природы в эпоху владычества индейцев, пришлось бы заставить волну цивилизации откатиться назад и таким образом в обратном движении не только снести города и деревни, возникшие в глуши, но и восстановить первоначальный покров природы, одетой в свой дикий наряд.

Окруженный величием этого лесного пейзажа индеец сооружал свой ганосоте (ga-no'-sote), или дом из коры, на берегу извилистой речки или озера; будучи одним из многочисленных обитателей леса, он проводил свои дни и годы в лесных занятиях, если не вступал на тропу войны в поисках приключений или славы.

Между р. Гудзон и оз. Эри наша обширная область была занята ходеносауни, или ирокезами, небольшие стоянки или отдельные деревни которых были рассеяны повсюду. Их огни совета — эмблема гражданской юрисдикции — горели непрерывной цепью от Гудзона до Ниагары. В эпоху голландских открытий (1609) ирокезы продвинули свои постоянные владения на запад до Дженеси и вскоре после этого, около 1650 г., расширили их до Ниагары.

Тогда они занимали всю территорию нашего штата к западу от р. Гудзон, за исключением некоторых участков на этой реке ниже соединения ее с р. Мохок, которыми владели так называемые речные индейцы, и страны делаваров на р. Делавэр. Но и те и другие были покорены победившими их ирокезами и превратились в платящие дань нации.

Деревни могауков были расположены главным образом в долине р. Мохок, на южной стороне реки. Вокруг оз. Онайда и близ него лежали главные селения онейда. Онондага обосновались в долине реки того же имени (Онондога) и на соседних холмах. На восточном берегу оз. Кей-юга и на водоразделе к востоку от него жили кайюга. В графствах Онтарио и Монро были расположены главные селения сенека, самой многочисленной нации Лиги. Таковы были главные места поселений ирокезов в ту эпоху, когда они были открыты. В более поздний период в процессе их сношений с белыми и войн с ними многие из их старинных селений были покинуты и основаны новые. В частности, так обстояло дело с сенека до тех пор, пока их деревни в различное время не распространились по всей западной части штата Нью-Йорк.

Территория, лежавшая между р. Гудзон и оз. Эри и включавшая самые ценные районы нашего штата, являлась родиной ирокезов в отличие от других территорий, расположенных к северу, югу, востоку и западу от нее, которые они завоевали и держали в подчинении, но занимали только на время охоты. В период наивысшего военного превосходства ирокезов, около 1660 г., они беспрепятствен но совершали походы от Новой Англии до Миссисипи и от р. Св. Лаврентия до Теннесси. Они держали в своей власти большую часть этих обширных земель, связав их непрочными узами индейского завоевания. Но штат Нью-Йорк был их исконной территорией, центром их могущества и местонахождением их огней совета. Здесь находились их деревни, их кукурузные и табачные поля, их рыболовные и охотничьи угодья и места погребений их отцов. Длинный дом, которому они уподобляли свое политическое устройство, открывал свою восточную дверь к р. Гудзон, тогда как западная выходила на Ниагару. В период открытия европейцами эта обширная область представляла собой наследственное владение ирокезов, их родину (если не прародину), и они отстаивали ее от враждебных групп с таким пылким патриотизмом, какой могли вдохнуть в сердце человека только эти прекрасные владения, ирокезы сознавали, какие политические преимущества давало им их географическое положение. Они гордились тем, что занимали лучшую часть материка. Расположившись на верхних течениях рек Гудзон, Делавэр, Сусквеханна, Огайо и Св. Лаврентия, текущих в разных направлениях к морю, они держали под своим контролем ворота в страну и могли по течению этих рек спускаться по желанию в любой пункт. В то же время оз. Онтарио и горы на севере, а также цепь Аллеган на юге обеспечивали их стране изолированное положение, что в значительной степени защищало их от напора переселенческих групп. В то же время озера и реки, столь замечательным образом пересекавшие каждую часть Длинного дома, со своими верховьями, разделенными лишь короткими волоками, бескрайние долины, не разрезанные горными преградами, предоставляли им все возможности для быстрого сообщения друг с другом. Они сами заявляли, что "их страна обладала многими преимуществами, превосходящими любую другую часть Америки".

Установление пограничной линии на первый взгляд представляется трудной проблемой индейской географии. Но своеобразный обычай наших предшественников в значительной мере облегчил ее решение и дал нам возможность с достаточной уверенностью установить территориальные границы наций Лиги. Ирокезы не признавали никаких естественных границ и заменяли их долготными линиями. По-видимому, это было результатом их обычая селиться на обоих берегах занятых ими рек. Не имея представления о колодцах, они обычно ставили свои жилища на берегах небольших потоков и легко переходимых вброд рек или вблизи обильных источников. Внутренние озера никогда не разделялись пограничной линией, но сама линия отклонялась так, чтобы вся окружность каждого озера могла быть во владении лишь одной нации. Такое пренебрежение естественными границами, которыми могли бы служить реки и озера, и замена их прямыми линиями значительно облегчают исследование, и их границы определяются с большой долей точности, как только удается установить на них те или иные пункты.

После изгнания так называемой нейтральной нации (je-go'-sa-sa) с берегов Ниагары в 1651 г. и эри (ga-qua'-ga-o-no) из области между Дженеси и оз. Эри в 1655 г. сенека, до тех пор обитавшие к востоку от Дженеси, распространили свое владычество на все пространство между оз. Сенека и Эри. На востоке их территория примыкала к землям кайюга. Линия границы между ними вполне установлена, она начиналась у угла залива Содес на оз. Онтарио и шла к югу почти по долготе Вашингтона, пересекала р. Клайд близ деревни того же названия и р. Сенеки, около четырех миль к востоку от ее истока из оз. Сенеки. Продолжаясь к югу и отклоняясь немного к востоку, линия проходила близ озера у его начала и, перерезав р. Чемунг к востоку от Элмайры, уходила в Пенсильванию.

Территория кайюга лежала на обоих берегах оз. Кейюга и простиралась к востоку, включая Оваско. Так как сенека были наследственными "стражами входа" Длинного дома, то в их образной манере обозначения друг друга они именовались первым огнем, и так до могауков, бывших пятым. Между кайюга и онондага, бывшими третьим огнем, пограничная линия не определяется так четко, так как онондага претендовали на земли, лежащие западнее, чем определяла граница. Она начиналась у оз. Онтарио, близ устья р. Осуиго, на ее западной стороне, и, проходя между оз. Кросс-Лейк я Оттер-Лейк, продолжалась к югу в Пенсильванию, пересекая Сусквеханну к западу от Оуэго.

На пограничной линии между онондага и онейда самым заметным пунктом был Дип-Спринг (De-o-song'-wa), близ Манлиуса, в графстве Онондога. Этот родник не только отмечал пограничную линию между ними, но и являлся хорошо известным местом остановок на Великой срединной тропе, или большой дороге ирокезов, которая проходила через самое сердце их земель от р. Гудзон дооз.Эри. От Дип-Спринг линия шла точно к югу в Пенсильванию, пересекая р. Сусквеханну близ ее слияния с Ченанго. К северу от этого ключа линия отклонялась к западу, оставляя на территории онейда всю окружность оз. Онайда. Пересекая р. Шеюку (She-u'-ka), или исток Онайды, несколькими милями ниже озера, линия опять уклонялась к востоку, пока не достигала меридиана Дип-Спринг. Отсюда она шла точно на север, пересекая Блэк-Ривер в области Уотертаун и р. Св. Лаврентия к востоку от Тысячи островов.

Свидетельство ирокезов относительно этой пограничной линии подтверждается фактами, содержащимися в существующих договорах. По договору в форте Шуйлер, онейда, уступив "все свои земли народу штата Нью-Йорк навсегда", сохраняли дополнительно к своей главной резервации "удобный участок земли у рыболовных угодий р. Онайды, около трех миль ниже выхода ее из оз. Онайда, с оставлением ее как для онейда и их потомства, так и для высадки и ночевки жителей вышеназванного штата" г. Из этого же договора явствует, что Дип-Спринг находился на западной границе резервации онейда д. Тускарора после их изгнания из Северной Каролины в 1712 г. повернули к северу и искали покровительства у ходеносауни, основываясь на общем происхождении. Они были приняты в Лигу в качестве шестой нации и всегда с тех пор считались членом Конфедерации, хотя не были допущены к полному равноправию. Им была назначена часть территории онейда, лежащая между реками Юнадилла на востоке, Ченанго на западе и Сусквеханна на юге. Остается неясным, расселялись ли они по всей южной окраине земель онейда, как показывает граница на прилагаемой к книге карте, ибо тем самым онейда отрезали бы свои южные владения в Пенсильвании и Виргинии. Тускарора не имели прав на эти южные земли, и вполне вероятно, что их территориальные владения, права на которые никогда не были полными, были ограничены реками Юнадилла и Ченанго. Онейда в качестве первоначальных владельцев этой земли в 1785 г. явились вместе с тускарора участниками договора в форте Херкимер, по которому земля была уступлена государству. Тускарора были рассеяны среди других наций, хотя и продолжали сохранять свою национальность. Впоследствии у них было несколько селений близ оз. Онайды, одна деревня при впадении р. Кейюги и одна в долине Дженеси, ниже Эйвона. Впоследствии сенека дали им область на р. Ниагаре, куда они и переселились; их потомки еще занимают сохранившийся участок этой земли, близ Льюистопа, в графстве Ниагара.

Были еще две другие небольшие группы или остатки племен, живших в пределах территории онейда: мохекуннуки, обитавшие несколькими милями южнее крепости Онайда, и индейцы Новой Англии, жившие к югу от Клинтона. Этими землями они также были обязаны великодушию онейда, к которым они, как политические изгнанники, обратились с просьбой дать им "место, на котором они смогли бы расстелить свои одеяла"; позже эти владения были закреплены за каждой группой путем договора.

Труднее всего установить границу между онейда и могауками, так как между пограничной линией, указываемой ирокезами, и линией, даваемой, хотя и недостаточно точно, в существующих договорах, имеется расхождение. Согласно их собственному свидетельству — а это является надежнейшим источником,— эта линия спускалась с севера близ западной границы графства Херкимер и, пересекая р. Мохок пятью милями ниже Ютики, тянулась на юг, в Пенсильванию. В то же время из различных договоров с онейда явствует, что они продали государству земли на обоих берегах р. Мохок вниз до Херкимера и Джерман-Флатс, а также земли на рукаве р. Делавэр, именуемом Мохок, к востоку до Делхай. После ухода могауков онейда могли бы отстаивать свои права перед штатом, чего они не стали бы делать по отношению к своим братьям, также и штат мог бы предпочесть включить эти земли, чтобы предупредить все дальнейшие споры. Верхняя крепость могауков Ганегэйхага (Ga-ne-ga-ha'-ga) была расположена на месте г. Данюб, в графстве Херкимер, почти против соединения речки Уэст-Канады с р. Мохок. На основании этих фактов данную границу можно считать наиболее достоверной. Территория могауков простиралась до р. Гудзон и оз. Шамплейн на востоке, за вышеупомянутыми исключениями, и до р. Св. Лаврентия на севере.

Таково было территориальное деление между различными нациями Лиги. Во время охотничьих экспедиций они привыкли держаться в границах собственных владений, что для народа, частично существовавшего охотой, имело известное значение. На многочисленных и обширных охотничьих угодьях, лежавших за.пределами их земель, каждая нация могла беспрепятственно располагаться лагерем. Установлением этих территориальных границ между нациями Лиги сохранялась политическая обособленность каждой из них.

Непосредственно связаны с нашей индейской географией тропы или лесные тракты ирокезов. Главная тропа проходила через штат с востока на запад, во многих местах ее пересекали поперечные тропы, шедшие вдоль берегов озер и рек. Она начиналась возле Олбани на р. Гудзон и, дойдя до р. Мохок у Скенектади, шла вверх по этой реке до места перевоза у Рома. Отсюда, проходя к западу, она пересекала долину Онондога, затем нижние берега озер Кейюги и Сенеки, долину Дженеси у Эйвона и наконец выходила к речке Буффало в месте расположения г. Буффало. Этот маршрут был выбран столь удачно, что уже после землеустроительной съемки местности на этой индейской большой дороге с незначительными изменениями на всем протяжении штата были устроены заставы. Эта тропа не только соединяла главные селения ирокезов, но и прокладывала путь в Канаду на западе и через р. Гудзон на востоке. Торговля и освоение природных богатств страны в настоящее время показали, что эта тропа является одной из важнейших естественных больших дорог континента. Теперь очевидно, что она была обусловлена географическими особенностями территории; но поскольку для открытия ее необходимы были широкие сношения, использование этого большого тракта свидетельствует о значительно более широких связях ирокезов с востоком и западом, чем это им когда-либо приписывалось.

На берегах Сусквеханны и ее рукавов, истоки которых находятся близ р. Мохок, и на берегах Чемунга и его притоков, начинающихся близ Дженеси, были другие тропы, все они сходились у Тайоги, при слиянии этих двух главных рек. Они, таким образом, соединялись все в одну тропу, которая, спускаясь по Сусквеханне, образовывала великий южный путь в Пенсильванию и Виргинию.

Столетия за столетиями и племя за племенем протаптывал краснокожий человек эти древние исхоженные тропы. От Атлантического океана до Миссисипи и от северных озер до Мексиканского залива главные индейские пути через страну были так же тщательно и разумно проложены и так же хорошо известны, как наши собственные. <...>

Остается отметить происхождение и значение названий некоторых наций. После образования Лиги ирокезы назвали себя ходеносауни, что означает "народ Длинного дома". Название возникло в связи с тем, что они уподобляли свою конфедерацию длинному дому. имеющему перегородки и отдельные огни (согласно их старинному способу постройки домов), внутри которого жило под общей крышей несколько наций. Между собой они никогда не употребляли никакого другого имени. Разнообразные названия, даваемые им в различные периоды, были совершенно случайны; ни одно из них они никогда сами не признавали.

Сенека называли себя Нундэйваоно (Nun-da-wa'o-no), что означает "народ великого холма". Nun-da-wa'-o, корень слова, означает "великий холм", а конечные слоги — о-nо — выражают идею "народа". Таково было название их старейшего селения. расположенного на холме у верхнего края оз. Канандейгуа, близ Нейплса, где, согласно сказанию сенtка, они вышли из-под земли.

Гвэюгвэхоно (Gue'-u-gweh-o-nо), имя кайюга. означает "народ на ненадежной земле", корень слова буквально значит "обманчивая земля". Это, несомненно, относится к болоту у нижнего конца оз. Кейюга, близ которого, по всей вероятности, было основано их первое поселение.

Онундага (O-nun-da'-ga), слово, от которого произошло имя онондага, означает "на холмах"; отсюда имя, данное ими самим себе. Онундагаоно (O-nun-da'-ga-o-no), переводится "народ на холмах". Из высказываний различных авторов явствует, что их главное селение в эпоху их открытия находилось на одном из холмов, возвышавшихся над долиной Онондога.

Онейда так долго обозначались как "народ камня", что, пожалуй, рискованно предлагать замену Онэйотека (O-na-yote'-ka), однако корень, от которого происходит их имя, означает не только "камень", но и один из видов его, известный нам как гранит. На диалекте се-нека он означает именно эту горную породу, отсюда правильность буквального перевода их племенного имени Онэйетекаоно (0-nа-yote'-ka-o-no), "народ гранита".

Существует сомнение относительно значения имени могаукон Ганеагэйоно (Ga-ne-a'-ga-о-nо), на основании того факта, что онейда, онондага и сенека утеряли его значение. Но могауки переводят корень этого слова как "обладатель кремня", не будучи в состоянии дать какие-либо дальнейшие разъяснения. Следует отметить, однако, что слово в том виде. как оно дано ими (Ga-ne-ga-ha'-ga). имеет на один слог больше, чем соответствующее слово в языке сенека, что может свидетельствовать об утере его значения. В отчете, перечисляющем наши индейские племена, приписываемом де Жонкэру, есть место, имеющее отношение к этому вопросу: "У могауков эмблемой их селения являются сталь и кремень". Обладание такой новинкой могло быть достаточным в прежние дни, чтобы изменить название не только селения, но также и нации.

Имя тускарора Дусгэйовэх (Dus-ga-o'-weh), переводящееся как "народ, носящий рубашки", было именем, принятым перед их переселением из Каролины и после начала сношений с белыми. Все предшествующие имена для сохранения единообразия даны на наречии сенека, так как не только окончания, но и самые корни различны в отдельных наречиях.

Л.Г. Морган. Лига ходеносауни, или ирокезов/ Пер. с англ. Е.Э. Бломквист. - М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1983. С. 27-35.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: