Упельсинкина страница
Религии

Айдын Али-заде

Исторические и мировоззренческие основы салафизма в Исламе

Салафизм это направление мусульманской мысли, которое призывает которое призывает ориентироваться на пример Пророка, его сподвижников и праведных предков (ас-салаф ас-салихин). В широком смысле этот принцип признается всеми мусульманами, однако термин "салафизм" применяется также к конкретному исламскому реформаторскому учению.

После завоевания мусульманами обширных территорий от границ Индии и Китая до Франции Ислам стал постепенно превращаться в мировую религию. Однако, этот процесс не мог протекать в рамках классического учения религии и, с протяжением времени, она стала испытывать влияние национальных и религиозных традиций различных народов, что, в конечном итоге, приводило к сектантству и синкретизму. Такой же процесс происходил и в Христианстве, после распространения в Римской империи. С другой стороны, на протяжении последующих столетий мусульманское общество и государство стало бурно прогрессировать во всех областях науки, техники, мысли и общественной жизни. Меняющиеся, с протяжением времени, условия требовали объяснения многих положений религии с позиции рационализма и потребностей прогрессирующего общества. В связи с этим резко повысился интерес к философии древней Греции и Рима, стали осуществляться переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Платона и других философов. Их методология и философские принципы стали использоваться в толковании некоторых вероучительных положений Ислама.

Все эти объективные процессы не могли не вызывать протестов со стороны традиционалистов, отстаивающих чистоту изначальной религии, так как, по их мнению, стала реальной угроза забвения классических постулатов Ислама и подмена их нововведениями. В связи с этим, приблизительно к четвертому веку хиджры появилось движение салафитов, которые выступили с призывами вернуться к изначальной чистоте Ислама, которая существовала при Пророке, первых поколениях мусульман, и придерживаться пути "праведных предков" (ас-салаф ас-салихин).

Первые салафиты были приверженцами ортодоксальной суннитской религиозно-мировоззренческой школы Ахмада ибн Ханбаля. Однако, движение первых салафитов поначалу не было подкреплено необходимой теоретической базой. С одними призывами к возвращению к наследию "праведных предков" (салафов) и апелляциями к Корану и хадисному материалу было невозможно противостоять фундаментальным философским школам, которые сформировались в мусульманском обществе, а также противостоять проникновению в исламское учение чуждых ему заимствований из других религиозно-философских учений – Христианства, Иудаизма, языческого мистицизма, гностицизма и т.д. Поэтому поначалу это движение не дало результатов.

Второе рождение движения салафитов произошло благодаря активнейшей деятельности выдающегося мусульманского теоретика, мыслителя и правоведа шейх уль-ислама Абу'ль-Аббаса Такиаддина Ахмада ибн Абдулхалима ибн Мадждиддина ибн Абдуссалама ибн Теймии, который создал необходимую для движения салафитов мировоззренческую, правовую и философскую основу.

1. Шейх уль-ислам Ибн Теймия

(661/1263-728/1328)

Ибн Теймия был выдающимся мусульманским мыслителем и правоведом. Его полное имя - Абу'ль-Аббас Такиаддин Ахмад ибн Абдулхалим ибн Мадждиддин ибн Абдуссалам ибн Теймия. Заложил теоретические основы Салафизма.

Ибн Теймия родился в Харране (северая Сирия) в 661 году. Скорее всего его семья не имела арабского происхождения. Они переехали в Дамаск (Шам), в связи с угрозой монгольского завоевания Харрана. Его отцом был Аш-Шейх Шихабаддин Абдулхалим, которого называли аль-Харрани. Он был большим знатоком таких исламских дисциплин, как право, толкование Корана и хадисоведение. В Дамаске он начал преподавать в знаменитой мечети Омейядов. Одновременно с этим, он возглавил медресе Суккария, где его сын, молодой Ибн Теймия, получил свое образование.

Семья Ибн Теймии всячески поощряла его научную деятельность. С ранних лет он выучил Коран наизусть. Затем, у своего отца он изучал хадисы и право. Он был очень способным учеником, обладал великолепной памятью и стремлением к изучению различных дисциплин. Он не ограничивался только религиозными науками, но и и изучал математику, логику, философию. Большое влияние на формирование мировоззрения Ибн Теймии оказало то обстоятельство, что он находился в Дамаске, где собрались многие известные ученые того времени, которые бежали от монгольского нашествия и укрылись в этом городе. Таким образом, Дамаск стал большим культурным центром мусульманского мира. Здесь развивались различные мировоззренческие школы, проводилась полемика между ними. Господствующей идеологией в то время был ашаризм, который поддерживался вначале Аййубидами, а затем тюркскими правителями. Но методы ашаризма, по некоторым положениям, не отражали подходов к проблемам, которые были приняты доктриной ханбалитского масхаба, так как Ашари применял в своей теории философские и логические приемы. Ибн Теймия также был представителем ханбалитского масхаба, и в дальнейшем также подверг критике положения ашаритского учения.

Отец Ибн Теймии умер в 682 году и он занял его место в медресе. В последующие годы он вступал в полемику с представителями различных сект и течений в Исламе и подвергал ожесточенной критике положения их учений. Основным объектом его критики стали различные суфийские секты, которых он обвинял в введении в Ислам нововведений (бида), не присущих начальному периоду истории исламской религии. Египетский султан ан-Насир знал и поддерживал Ибн Теймию. Однако затем власть ан-Насира стала ослабевать и противники Ибн Теймии стали подвергать его ожесточенным нападкам.

После этого, в 705 году, он переехал в Египет. Там, он еще более развил свое учение. Спустя некоторое время ему довелось участвовать в одном собрании, где присутствовали высокопоставленные люди. Он хотел выступить перед ними, но зная силу его аргументации и большие познания, его противники не дали ему говорить и сразу перешли к обвинениям в его адрес. Маликитский кади Зейнаддин ибн Махлуф приговорил его к тюремному заключению. Этот кади и раньше выносил необъективные и поспешные приговоры в отношении других лиц. Ибн Теймия пытался опротестовать это решение, так как кади действительно не имел для этого никаких оснований. Но он ничего не добился и в 705 году был брошен в темницу, где подвергался пыткам и унижениям. В это же время в Египте начались преследования ханбалитов.

В 707 году Ибн Теймия был освобожден и продолжил преподавательскую деятельность. Постепенно он обрел большую популярность. Причем, он наладил хорошие отношения с кадиями и вообще всеми ортодоксальными суннитами из других масхабов. Он даже простил всех своих мучителей.

Но, в этом же году, он снова подвергся преследованиям властей, которые были устроены суфиями. В то время они усилились в Египте и проповедывали пантеистические воззрения. Ибн Теймия вступил в борьбу с ними. После многочисленных диспутов этот конфликт дошел до властей, которые предложили ему либо уехать в Александрию, либо в Дамаск. Но, в этом случае, ему запретили бы выражать свои убеждения. Это было невозможным для такого человека как Ибн Теймия. Он отказался уезжать и предпочел быть арестованым. Однако его ученики отговорили его от этого шага и уговорили уехать в Дамаск.

В 707 году, Ибн Теймия выехал в путь. Однако в этот момент власти поменяли решение и снова арестовали его. На суде многие суннитские кадии выступили в его защиту, и подтвердили его невиновность и приверженность ортодоксальным воззрениям. Но, тем не менее, Ибн Теймия провел некоторое время в темнице. Правда, ему создали там хорошие условия и его навещали его ученики.

В темнице Ибн Теймия пробыл недолго и, в скором времени, он был освобожден. После освобождения, он снова продолжил преподавательскую деятельность в медресе Салихиййа, где на его лекции приходило много народа.

Положение Ибн Теймии осложнилось после прихода к власти в Египте мамлюкского султана аль-Малика аль-Музаффара, который придерживался суфийских воззрений. Он решил выслать его из Каира в Александрию. Там у Ибн Теймии не было сторонников и его можно было легко нейтрализовать. Ссылка продолжалась 7 месяцев, вплоть до повторного пришествия к власти султана Насираддина. В течение этого периода, Ибн Теймия обрел большую популярность в этом городе и вступил в ожесточенную борьбу с здешними суфиями-пантеистами, которых он обвинял в нововведениях, и отходе от традиции Пророка и ранних сподвижников.

В 709 году султан Насираддин снова пригласил Ибн Теймию в Каир, где он продолжил свою научную деятельность. Султан очень уважал его, и даже попросил Ибн Теймию дать фетву для того, чтобы он наказал его гонителей. Но Ибн Теймия проявил свое благородство и объявил султану, что он прощает их всех, даже кади Ибн Махлуфа, из-за которого он провел долгое время в темнице.

Противники Ибн Теймии испугались открыто выступать против него, так как его поддерживал сам султан. Поэтому, они решили настроить против него народ. Было организовано даже несколько нападений на него. Но эти попытки потерпели неудачу, так как Ибн Теймия обладал такими глубочайшими познаниями, что ему не представляло труда последовательно и очень убедительно отстаивать свои убеждения, которые были несомненно ортодоксальными. Это позволило ему обрести еще большую популярность.

В 712 году султан Насираддин собрал большую армию и выступил против монголов в направлении Сирии. Ибн Теймия принял решение участвовать в этом походе. В 713 году армия подошла к позициям монголов, однако те не решились вступить в сражение, и отошли.

Приехав в Дамаск, Ибн Теймия остался там. Здесь он продолжал свою преподавательскую деятельность, занимался исследованиями в области мусульманского права и выдывал фетвы. Эти фетвы могли совпадать с предписаниями четырех суннитских масхабов, а могли и отличаться от них. Ибн Теймия, которого за свои глубочайшие знания именовали Шейх уль-исламом, был в достаточной степени компетентен, чтобы проводить собственный иджтихад. В любом случае, его убеждения и правовые методы находились в полном соответствии с Кораном, Сунной, высказываниями сподвижников Пророка и табиинов. В первый же период свой жизни он придерживался ханбалитского масхаба.

В своих исследованиях Ибн Теймия опирался как на нассы - явные и недвусмысленные смыслы Откровения, так и на киййас. Он также признавал традицию Ахль аль-Бейта (членов семьи пророка), но, вместе с этим, подвергал ожесточенной критике воззрения многих "крайних" шиитских групп. Ибн Теймия был также противником так называемого "масхабного" фанатизма, когда каждая группировка мусульман замыкается на учении лишь одного масхаба, и отвергает положение других школ. Будучи прогрессивным человеком, он видел в этом причину отсталости мусульманского общества. Он призывал мусульман к более широкому, подлинно научному подходу к проблемам религии и отказу от религиозного фанатизма.

Против этих методов Ибн Теймии выступили правоведы четырех суннитских масхабов, которые были недовольны тем, что он выдавал фетвы не так, как это предусматривалось в официциальных школах. Они вынудили султана запретить ему выдавать фетвы. Однако Ибн Теймия отказался соблюдать этот запрет. Тогда они добились суда над ним, где они только односторонне обвиняли его, не позволяя ему высказаться в свою защиту, так как знали, что обладая глубокими познаниями, он сумеет доказать свою правоту. Ему было снова предложено прекратить выдачу фетв. Но шейх уль-ислам Ибн Теймия снова отказался это делать. Тогда он был арестован и, на протяжении полугода, с 720 по 721 год пребывал в заключении.

После освобождения, шейх уль-ислам Ибн Теймия снова продолжил свою деятельность в полном объеме и издавал фетвы. И вообще его деятельность после 712 года была очень плодотворной. В этот период он написал большое количество теоретических работ в области вероубеждений, права, политики, критики воззрений суфиев и шиитов.

В 726 году шейх уль-ислам Ибн Теймия снова был подвергнут преследованиям и брошен в темницу. Гонениям подверглись многие из его друзей и учеников. В темницу был брошен и один из самых известных его учеников Шамсаддин ибн Каййим аль-Джаузи. Многие известные деятели ханифитского, шафиитского и маликитского масхабов выступили в его защиту. Но противники великого ученого отказались отпускать его на свободу. Они даже конфисковали у него ручку, чернила и бумагу, чтобы он не смог писать свои сочинения в темнице. Так они до последнего дня боялись выдающегся таланта этого свободомыслящего и прогрессивного человека. Наконец, в 728 году великий исламский ученый, мыслитель и правовед шейх уль-ислам Ибн Теймия скончался в тюрьме. Перед смертью он снова простил всех своих мучителей. Он также простил и султана Насираддина, который дал согласие на его арест под давлением его врагов. На его похороны пришли многие тысячи людей, которые любили и уважали этого поистине великого человека.

Ибн Теймия был автором большого количества книг и научных работ по толкованию Корана, политике, вероучительным и правовым аспектам религии. Известны также его сочинения философского характера.

2. Мировоззрение Салафизма

Ибн Теймия жил и творил в период нашествия монголо-татар, которые уничтожили большинство мусульманских государств. Это был период всеобщего упадка некогда великой мусульманской цивилизации. Размышляя над причинами этой катастрофы и находясь в неустанных поисках путей возрождения былого величия мусульман Ибн Теймия развил свою доктрину в основу который были положены идеалы салафизма.

Отношение к использованию доводов разума по отношению к Откровению

Отличительной особенностью мировоззрения салафизма является их отрицание философских методов в вопросах толкования и трактования текстов Божественного Откровения. Как известно, такие методы применяли не только философы-мутазилиты, но и их оппоненты из лагеря ортодоксальных суннитов - матуридиты и ашариты. Но, в тоже время, доводы разума и логики при понимании текстов Откровения салафитами не отвергаются. То есть, салафиты считают необходимым понимание всех вероучительных аспектов религии в точном соответствии с традицией сподвижников (сахабов) Пророка и последующим за ними поколением – табиинов. Единственным источником для исповедания веры и извлечения правовых положений они объявили Откровение, представленное Кораном и Сунной. В сочинении "Мааридж аль-Вусул" шейх уль-ислам Ибн Теймия писал, что философские методы понимания Божественных текстов основаны только на рациональном восприятии. Сторонники калама же (мутазилиты), отдают приоритет доводам разума, но, в принципе, принимают и положения Откровения. Однако понимание "трудных" для восприятия мест Откровения подвергается ими аллегоризации. Такие ортодоксальные мыслители как Матуриди или Ашари также принимают все доводы Откровения, но, в то же время, пользуются и методами разума при его объяснении. Что же касается салафитов, то, согласно Ибн Теймии, только они в своих суждениях опираются на буквальные доводы Корана и Сунны (нассы) и не вводят для их объяснения доводы разума и методы логики. Это объясняется им тем, что разум человека несовершенен, а нассы являются непосредственным словом Аллаха. То есть, согласно Ибн Теймии, если в данном случае допустить верховенство и приоритеты разума, то получается, что использующий рациональные философские доводы теоретик высказывает то, чего не высказывал и не знал посланник Бога Мухаммад, который непосредственно сам, посредством откровения, получал положения Божественного Откровения, и его ближайшие сподвижники, которые являлись хранителями ниспосланных ему аятов.

Как уже упоминалось, Ибн Теймия не мог полностью игнорировать рациональные доводы и разум, иначе все религиозное наследие превращалось бы в бессистемное собрание аятов и хадисов. Роль разума в осмыслении и систематизации этого наследия представлялась ему несомненной. Однако разум, в его философии, может действовать только в узких пределах того, на что указывает дословный текст Откровения. То есть, салафиты считают, что определенные тексты трактуются буквально, но не все. Если есть соответствующий текст (Коран, хадис), который толкует аят, то они останавливаются на тексте. Если текста нет, то принимается во внимание мнение первых поколений (салафов), так как они лучше знали язык ниспослания, будучи ближе к эпохе пророка, имея большие возможности и средства, наконец, будучи более богобоязненными. А если всего этого нет, то салафитское учение позволяет приводить доводы основанные на разуме и мыслительном процессе.

Таким образом разум, в салафитском учении, оказывается полностью подчиненным религиозной традиции и положениям Откровения, которое принимается в том виде, в котором оно выражено в текстах Корана и Сунны, и не подвергаются никаким рациональным трактовкам за исключением некоторых особых случаев.

Доктрина Единобожия (Вахданиййа)

Доктрина строгого Единобожия является основой религиозной доктрины всех масхабов ортодоксального Ислама. В целом, по этой проблеме салафиты занимают сходную позицию с остальными вероучительными школами – матуридитами и ашаритами, но, в некоторых случаях, имеются и некоторые различия.

Салафиты считают доктрину Единобожия основой Ислама и в этом их воззрения соответствуют позиции всей мусульманской общины. При этом они считают, что введение любых посреднических звеньев в отношениях между Богом и людьми является отступлением от вахданиййи. Например они считают недопустимым введение священства, сакральных или духовных авторитетов. Кроме того, отступлением от принципов Единобожия в вероубеждениях Ибн Теймии и салафитов являются такие действия, как мольба, обращенная к могилам умерших праведников или обращение к упоминанию их имен в качестве посреднического звена в доведении этой мольбы Богу. Любые подобные действия расцениваются ими как проявление язычества (ширка). В принципе, в этом они повторяют все положения ортодоксальной религии, но, в то же время, салафиты в значительной мере развили их. Согласно теоретикам салафизма, такое пристальное внимание к доктрине Вахдании было вызвано тем, что различные мистические течения в Исламе стали отклоняться от принципов абсолютного Единобожия и вводить сомнительные культы поклонения могилам и почитания различных священных авторитетов и реликвий, что входило в противоречие с путем, которым шли "праведные предки".

В трудах исламских теоретиков-салафитов упоминается, что доктрина Божественного единства состоит из трех составляющих.

1. Божественное господство над всем мирозданием (таухид ар-рубубиййа).

2. Исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения (таухид аль-улюхиййа).

3. Единство Бога в обладании прекрасными именами и качествами (таухид аль-асма ва-с-сифат), которое подразумевает наличие у Бога различных атрибутивных качеств.

Указанному выше второму пункту доктрины Божественного единства – таухид аль-улюхиййе - придается в салафизме особенное значение. Если утверждения о Божественном господстве над сотворенным мирозданием (таухид ар-рубубиййа) в принципе не вызывает особых проблем как у мусульман, так и многих немусульман, то в вопросе служения Богу, как единственному Творцу, существует много отклонений от принципов Единобожия. Согласно Ибн Теймии в своем служении человек должен быть обращен своими помыслами и всем своим существом к Богу. Если же он подразумевает в своих помыслах и действиях еще какой-либо субъект помимо Бога, то он в большей или меньшей мере впадает в язычество (ширк), даже если при этом утверждает о Единобожии. Салафиты утверждают, что язычники также знали и знают о существовании единого Творца, но служение Ему совершают посредством других субъектов (богов или святых). Именно в этом состоит их политеизм. В качестве примера этого салафиты приводят коранический аят: "А если ты их (язычников) спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - они, конечно, скажут: "Аллах"" (31: 25).

Помимо почитания единства Аллаха в помыслах и актах служения, необходимо совершать служение в точном соответствии с примером Пророка Мухаммада, не привнося в эти акты ничего нового. Любая самодеятельность и введение новых ритуалов для служения и актов поклонения является, в доктрине Ибн Теймии, ересью (бид’а). В частности он проанализировал и подверг ожесточенной критике практику всех неортодоксальных мистических учений в Исламе, которые вводили такие новые элементы религиозного служения как почитание могил умерших праведников, культ святых и мучеников, которые не были характерны раннему периоду Ислама от "праведных предков". Все такие действия Ибн Теймия назвал отступлением от принципов исламского Единобожия.

Шейх уль-ислам Ибн Теймия считал возможным посещение могил других людей, только с целью осмысления своего земного существования и предназначения. Поклонение и мольба в адрес усопшего недопустима ни в каком случае, даже у могилы самого Пророка Мухаммада. Приводя в пример "праведных предков" Ибн Теймия отмечал, что сподвижники Пророка посещали его могилу только выходя в путешествие и проходя мимо дома Аишы, где он был похоронен. Они никогда не устраивали никаких обрядов паломничества к его могиле. А свою мольбу они возносили только к Богу и молили о помощи только Его.

Отвергая культ и почитание святых, Ибн Теймия, тем не менее, считал возможным достижение некоторыми людьми некоторого состояния озарения (карамат) от Бога, вследствие их преданного и искреннего служения Ему. Но эти состояния не являются подобием чудес пророков и получения ими откровений от Бога (вахй). Люди обладающие караматом не отличаются от остальных людей и обязаны исполнять все предписания религии. Наоборот, они проявляют еще большее усердие в служении Богу и ведут праведный образ жизни. Согласно Ибн Теймии достижение карамата не должно являться самоцелью для мусульманина, а необходимо стремиться к искренности и правдивости в отношениях с Богом. То есть искренние служители Бога молят Его не о карамате, а о спасении и следовании истинным путем. Они также никогда не позволят превращать себя в посредников между людьми и Богом. Не могут они и молить Бога о разрешении запретного и изменении предопределения.

Ибн Теймия, как и все салафиты, считал недопустимым обращение к Богу посредством умерших святых и праведников. Все это расценивалось им как отступничество от принципов Единобожия. Однако, он считал допустимым, если живой праведник за кого-то помолится Богу по его просьбе.

Недопустима в учении Ибн Теймии и мольба о помощи или о помиловании, обращенная в адрес кого бы то ни было, кроме Бога. Ведь помочь и помиловать может только Тот, кто в состоянии это сделать. А раз абсолютная сила имеется только у Бога, следовательно обращаться следует только к Нему. В противном случае человек впадает в язычество (ширк). Именно так поступали "праведные предки".

Сущность Бога и Его атрибуты

В салафизме нет матуридийских и ашаритских теорий о Божественных атрибутах, которые выражаются в их разделении их на сущностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия), так как они определены отвергаемыми салафитами философскими методами на основании рационального осмысления Откровения. Однако отвергнув матуридийско-ашаритские концепции, Ибн Теймия и его последователи не могли не заменить их своей системой представлений о Божественных атрибутах. В первую очередь, они заявили о том, что ими принимаются все атрибуты Бога, так как они излагаются в Откровении. Причем эти атрибуты не подвергаются салафитами аллегоризации.

Исходя из этого, Ибн Теймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне такие качества Аллаха, как способность гневаться, говорить, вознестись (истива) на трон (арш) и т.д. Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. Но, в то же время, они, в отличие от антропоморфистов (мушаббихитов), считают все это присущим только Богу и не относят это к сотворенному миру. То есть Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а его гнев или способность говорить также не являются аналогичными человеческим, а присущи только Ему непостижимым разуму образом.

Такие подходы к пониманию проблемы Божественных атрибутов Ибн Теймия и назвал методом "праведных предков" (салафов). По его мнению, истинным является путь такого понимания Божественных атрибутов, который указан самим Богом посредством Пророка, который довел Откровение до всего человечества. Нельзя по этим вопросам вводить аллегории, так как они исходят от субъективного понимания человека и в этом случае теряется истинное значение и смыслы Божественных слов.

Однако в данном вопросе аргументация салафитов была подвергнута критике. В частности критики из других мировоззренческих школ Ислама утверждали, что все эти воззрения салафитов по отношению к Божественным атрибутам, в конечном итоге, могут привести к антропоморфизму. Все дело в том, что смыслы аятов Корана разделяются ими на эзотерические (батин) и экзотерические (захир). Критики салафитов утверждали, что они следуют только захиру (явным смыслам аятов) и игнорируют сокрытые смыслы Откровения (батин). Именно поэтому аяты Корана должны быть истолкованы в точном соответствии с дословным смыслом, но, если возникает необходимость, то, в качестве исключения, можно подвергнуть некоторые из аятов и аллегорической трактовке. В частности это относилось к следующим аятам Корана:

"Поистине те, кто присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха над их руками..." (48:10) [Здесь речь идет о присяге, которую дали Пророку Мухаммаду сподвижники накануне заключения Худейбийского мира с язычниками-мекканцами.];

"И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь гибнет кроме Его лика" (28: 88).

Указывая на смыслы этих аятов, критики салафитов утверждали, что упомянутые в них слова "рука" и "лик" Аллаха невозможно принимать в буквальном смысле, так как это открывает путь к антропоморфизму. Поэтому "рука" понималась ими как "всемогущество", а "лик" - как "личность".

С такой критикой в адрес этих воззрений салафитов еще до Ибн Теймии выступили ханбалитские улемы Ибн аль-Джавзи (в сочинении "Даф’у Субхи аль-Ташбих") и Аль-Кади Абу Йала. А Аль-Газали в сочинении "Ильджаму’ль аваман ильм’и калам" по поводу этой проблемы писал, что в Коране имеются два вида аятов – с явным смыслом и сокрытым. Аяты с упоминанием руки или лика Аллаха невозможно относить к явным. Но в то же время любой человек, хорошо владеющий арабским языком, может различить их смысл. Например слово "рука" может использоваться и в других значениях, если употребляется в предложении "Государство находится в руках правителя". Согласно Аль-Газали, в этом случае, было бы абсурдным понимать смысл этого предложения буквально. Несомненно, что его следует понимать в значении умелого управления государства правителем и контроля им ситуации в стране. По аналогии с этим доводом, Аль-Газали писал, что коранические аяты с упоминанием лика и рук Аллаха также нельзя понимать буквально. Наглядным примером этого является уже упоминаемый ранее аят Корана 48: 10, где слово "рука" Аллаха очень приближена по смыслу к значению "могущество".

Однако салафиты, и, в первую очередь, Ибн Теймия, в свою очередь, опровергали доводы критиков тем, что введение аллегорических иносказаний является продуктом человеческого мышления и не может быть истиной в последней инстанции. Они также отрицали свою причастность к антропоморфистам, так как не уподобляли "руки" или "лик" Аллаха аналогичным органам человека или других творений. Салафиты утверждали, что даже если их методы не объясняют эти смыслы Корана и Сунны, то все равно они более приемлемы, так как не допускают человеческого мнения по проблемам Божественных атрибутов. Ибн Теймия объяснял свой полный отказ от любых аллегорий на основании коранического аята: “Он – тот, кто ниспослал тебе Писание; в нем есть стихи расположенные в порядке, которые – мать книги; и другие сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, - они следуют за тем, что в нем сходно, домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твердые в знаниях говорят "Мы уверовали в него; все от нашего Господа" (3: 7).

Проблема предопределения и свободы воли

По проблеме предопределения и свободы воли, Ибн Теймия подверг критике положения ашаризма, так как он считал их воззрения близкими к воззрениям сторонников абсолютной предопределенности (джабризму). Если ашаритский касб творится Аллахом, то свободы воли у человека не может быть. Поэтому воззрения Ибн Теймии по этой проблеме были близки к мутазилитским, хотя, в некоторых случаях, они приближались и к джабритским. Считая Божественное всемогущество абсолютным, он утверждал, что ничего не может произойти в мироздании вне Его воли. В этом он приближался к доктрине джабритов. Но, в то же время, Ибн Теймия считал человека наделенным Богом свободой воли и ответственным за свои поступки, и в этом он повторял положения мутазилизма. Однако, в отличие от мутазилитов, Ибн Теймия считал, что Бог одобряет совершение человеком разрешенных и добрых поступков и не облегчает, не одобряет совершение им запретных и злых поступков. Бог в его мировоззрении создает причинно-следственные положения, при которых человек делает выбор в соответствии с предоставленной ему Богом свободой выбора. Причем, как и мутазилиты, Ибн Теймия считал, что Бог дает человеку силу для совершения тех или иных поступков. Также, в отличие от мутазилитов, Ибн Теймия считал, что Божья воля может и не совпадать с Его повелениями. Однако предпочтения и пожелания Бога совпадают с Его приказами и запретами.

В целом же можно сказать, что воззрения Ибн Теймии по проблеме свободы воли и предопределения наиболее близки к матуридийским и находятся между воззрениями мутазилитов и ашаритов.

Отношение к Корану

Коран в доктрине Ибн Теймии, как и у всех мусульманских ортодоксов, это вечное и несотворенное слово Бога. Что касается Корана в том виде, в котором он известен людям, то он является элементом Божьего слова (Калама), но не им в целом. И Коран - произнесен Богом и ниспослан Мухаммаду. Когда он им был получен известно. То есть имеет место родовое понятие - Калам и частный элемент родового - Коран. Первое - предвечное (кадым), второе - нет. То же и с языком. Арабский язык не является предвечным, а появился среди людей во времени, когда пожелал Аллах. И на нем Аллах пожелал ниспослать Коран.

* * *

Несмотря на критику отдельных положений мировоззрения шейх уль-ислама Ибн Теймии, которая предпринималась представителями других мировоззренческих школ, основополагающие принципы его учения сыграли большую роль в дальнейшей истории. В частности, основы и методы его аргументации против различных неортодоксальных сект и течений широко использовались и используются в полемической литературе ортодоксальных суннитских деятелей.

Последовательное и бескомпромисное отстаивание принципов строжайшего Единобожия, также, несмотря не некоторую критику отдельных положений, в целом была принята практически всеми ортодоксальными мыслителями, которые восприняв его методологию, в различные периоды истории вели борьбу против различных ересей и нововведений (бид’а). К наследию и трудам Ибн Теймии также часто обращаются все мировые исследователи исламской религии.

Все идеологические и методологические принципы учения шейх уль-ислама Ибн Теймии периодически использовались различными реформаторскими школами в Исламе, вплоть до сегодняшнего дня. Его идеи легли в основу идеологии движения аравийского реформатора 18 века Мухаммада ибн Абдулваххаба (движение "ваххабитов"). Позднее, в конце 19 - начале 20 веков, идеи Ибн Теймии использовались египетскими исламскими реформаторами, представителями движения "братьев-мусульман" (аль-ихван аль-муслимун), индийскими фараидитами многими другими религиозно-политическими движениями в мусульманском мире.

3. Движение "ваххабитов"

"Ваххабитами" называют последователей салафитского религиозно-политического движения в Аравии. Это было реформаторское движение в Исламе, которое было основано на теоретическом наследии Шейх уль-ислама Ибн Теймии. Движение "ваххабитов" было радикальной формой исламского реформаторства. Основателем этого движения был аравийский проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (сер. XII/XVIII в.), который проповедовал идеи строжайшего единобожия, отказа от поклонения могилам святых (вали) и святым местам, очищения Ислама от поздних нововведений (бида).

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в Аяйне (Центральная Аравия, севернее Эр-Рияда) в 1116/1703 году. Его отец Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман был мусульманским судьей (кади). С ранних лет Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выучил Коран, затем изучал его толкование (тафсир) и хадисы. Первым его учителем был был его отец.

Затем Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб совершил путешествия по различным регионам Аравии и сопредельных провинций Османской империи. Путешествия Ибн Абд аль-Ваххаба оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения, так как он имел возможность познакомиться с различными верованиями населения этих регионов и определить свое отношение к ним. Последователи Ибн Абд аль-Ваххаба утверждали, что время этих поездок он увидел, что значительная часть людей не в полной мере придерживается мусульманских вероубеждений. Среди них были распространены различные суеверия и они совершали акты служения и поклонения могилам, "святым" людям, различным предметам. Поэтому, находясь в Басре, он впервые выступил с лозунгами отказа от нововведений в религии и возвращению к тому вероубеждению, которое исповедывали Пророк Мухаммад, его сподвижники и "праведные предки" (ас-салаф ас-салихин). Впоследствии его проповеди стали известны во всей Аравии и послужили толчком к новому реформаторскому религиозно-политическому движению, которое принято называть "ваххабитским". Главным в его проповедях была доктрина строжайшего Единобожия (Товхида) и призыв к отказу от нововведений и мистицизма. Подробнее об основах мировоззрения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и других салафитов.Вернувшись в Аяйну, он заручился поддержкой местного эмира Османа ибн Хаммада ибн Муаммара. С его помощью Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб со своими сторонниками приступил к уничтожению различных "святых" мест, которые почитались местным населением. Это известие распространилось по всей Аравии. Таикм образом, было положено начало политическому движению "ваххабитов", которые приняли на вооружение не только методы мирной проповеди, но и силовые методы борьбы за распространение своих убеждений.

Все эти события привели к тому, что власти выслали Ибн Абд аль-Ваххаба из Аяйны, и он, в 1157/1744 году обосновался в Дерии. Здесь он установил близкие отношения с местным эмиром Мухаммадом ибн аль-Саудом. Это привело к тому, что популярность Ибн Абд аль-Ваххаба еще более возросла и со всей Аравии к нему в Дерию стали прибывать его последователи. Отсюда стали совершаться походы на близлежащие оазисы. Таким образом, в Неджде постепенно усилилась Дерия, которую возглавляли Саудиты. Проповеди Ибн Абд аль-Ваххаба послужили идеологической базой для арабского движения возглавляемого Саудитскими эмирами против власти Османской империи.

В 1178/1765 г. умер Мухаммад ибн Сауд. Его место занял Абд аль-Азиз. Абд аль-Азиз был не только наследником престола, но и имамом мусульман-ваххабитов. Он сумел превратить Дерийский эмират в сильное государство.

Спустя почти четверть века, с захватом Рияда в 1190/1773 году, весь Центральный Неджд попал под власть Дерийских эмиров (Саудитов). На всех контролируемых ими территориях шла активная проповедь "чистого ислама" и "истинного Единобожия".

В 1206/1792 году умер Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. К этому времени Дерийский эмират распространил свое влияние и на Восточную Аравию. Здесь также, как и в центральном Неджде были разгромлены различные святыни, куда приходили люди для поклонения. Уничтожались и шиитские святыни.

В этот же период шли столкновения дерийцев с мекканскими шерифами в Западной Аравии. Эти столкновения шли с преимуществом Саудитов.

Опасаясь дальнейших успехов Саудитов, турецкие власти отправили против них военные силы, которые, однако, потерпели неудачу. Преследуя их, войска Саудитов вошли в Сирию и Ирак. Им стало ясно, что Османская империя настолько ослабла, что не могла контролировать положение в своих провинциях. Воспользовавшись этим обстоятельствам дерийцы вторглись в Ирак и, в 1212/1802 году, разгромили шиитские святыни в Кербеле. В 1213/1803 году войска саудитов взяли Мекку. Но у Джидды и Медины турецким войскам удалось нанести им поражение и отбросить назад. В этом же году, в результате заговора погиб дерийский эмир Абд аль-Азиз. Его место занял его сын Сауд, который в 1215/1805 году захватил Медину и почти весь Хиджаз. В 1215/1805-1220/1810 годах дерийцы продолжали вторжения в Ирак и Сирию.

Но к 1221/1811 году против Дерийского эмирата выступил правитель Египта Мухаммад Али, армия которого, во главе с Тусуном, начала теснить Cаудитов. Мухаммад Али был вассалом турецкого султана. В 1222/1813 году египтяне отбили у дерийцев Хиджаз. В том же году против них восстали оманцы, которые нанесли ваххабитам поражение. Но затем дерийцам удалось одержать серию побед над египтянами, которые, однако не изменили расстановки сил в регионе.

В 1223/1814 году умер Сауд и его сменил его сын Абдаллах. Но, к этому моменту, Дерийский султанат потерял контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. Причем череда поражений Cаудитов от египтян продолжалась. В 1226/1817 году уже почти весь центральный Неджд был захвачен старшим сыном Мухаммада Али - Ибрахимом. В 1227/1818 году пал последний оплот саудитов - город Дерия. Некоторые саудиты бежали, некоторых отправили в Египет, но многие из них погибли. Дерию сравняли с землей.

Но, несмотря на этот разгром, уже через несколько лет в результате восстания государство Саудитов с центром в Рияде было восстановлено. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Но и это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 году.

К 1259/1850 году Саудиты во главе с Фейсалом восстановили свою государственность с центром в Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Арвию.

Затем государство Саудитов снова ослабло, на этот раз, в результате междуусобиц между аравийскими эмирами. Но в 1321/1902 году Саудит Абд аль-Азиз II снова захватил Рияд и, на этот раз, государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период колонизации Ближнего Востока западными государствами.

Реформаторские идеи Абд аль-Ваххаба нашли своих приверженцев не только в Аравии, но и за ее пределами. За чистоту Ислама и очищение его от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии. Например, серьезным антиколониальным движением против английского владычества стало движение, возглавляетмое Сеид Ахмадом Барелви. Он побывал в Мекке и ознакомился с положениями учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и салафизма. Вернувшись в Индию, он собрал своих сторонников и, в 1233/1824 году, объявил джихад колониальным властям. К 1239/1830 году они заняли Пешавар и создали там свое государство. Несмотря на подавление этого и других восстаний англичанами, последователи Ибн Абд аль-Ваххаба стали постоянной угрозой присутствию англичан в Индии и длительное время возглавляли антиколониальную борьбу в регионе.

Идеи Ибн Абд аль-Ваххаба были популярны и в Индонезии, где на острове Суматра приверженцы его учения боролись с голландскими колонизаторами. Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние и на антиколониальные движения в Ливии, Судане и других странах.

Краткая информация об авторе: Айдын Ариф оглы Али-заде - кандидат философских наук, научный сотрудник Института Философии и Политико-Правовых исследований Национальной Академии Наук Азербайджанской республики. Автор ряда монографий и научных статей по историко-философским аспектам Ислама. Ведущий сайта "Ислам как он есть" и рассылки "Ислам - религия истины".

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: