Упельсинкина страница
Религии

Религии Австралии

Аборигены Австралии

Первые европейцы, наблюдавшие за австралийскими аборигенами, думали, что у них нет религии. В действительности духовные верования являются основой их повседневной жизни и социальных отношений.

В начале освоения Австралии европейцами, на континенте насчитывалось около 300 000 аборигенов, принадлежавших примерно к 270 языковым группам. Мифы передавались от одного региона к другому, и все группы придерживались общего взгляда на строение мира, хотя их верования и обряды могли сильно отличаться. Например, хотя ни в одной из групп не было веры в Верховного Бога, все же можно обнаружить несколько особо почитаемых духовных созданий, таких как Ванджина, чье изображение встречается в пещерных рисунках на северо-западе страны, или Байяме, который упоминается во многих легендах, пришедших с юго-востока. В других регионах предпочтение не отдавалось ни одному из духовных созданий, но всем было известно, что мир должен быть результатом творения. На западе и в центральных районах основным обрядом посвящения было обрезание, но это не распространилось на восток.

Время снов

Вместо того чтобы обратить взгляд в будущее — на жизнь после смерти,— аборигены смотрят назад, в эпоху, известную как "время снов". В этот период земля обретала свою настоящую форму. Прародители, такие как мужчины-кенгуру, мужчины-эму, мужчины-смоковницы и женщины-птицы, пришли на землю. Они охотились, сражались, женились, смеялись и устраивали праздники. Следы их ног и результаты поступков превратились в холмы, водоемы, деревья, пещеры, звезды и другие черты ландшафта. Центральное место в этих легендах уделяется тотемным участкам, имеющим отношение к конкретным кланам. Считается, что эти кланы являются прямыми потомками прародителей. Старик может показать на скалу, которой стал мужчина-смоковница, и сказать: "Это мой дед". Клановые группы отвечают за состояние тотемных участков, сохранение легенд и проведение обрядов. Важнейшие участки считаются священными, и посещать их могут только мужчины. На другие допускаются женщины и дети. Действия прародителей в эпоху "времени снов" стали эталоном поведения для людей. Моральные правила также приведены в соответствие с этими традициями.

Следы прародителей

В некоторых языках аборигенов одно и то же слово обозначает понятие "время снов" и легенды, связанные с событиями той эпохи. Эти легенды отражают кочевой образ жизни племен. Вся округа испещрена легендарными следами прародителей. Рассказы о их путешествиях и деяниях прошли сквозь поколения в виде песенных циклов, исполняемых в сложных ритмах. К этим мифам тоже относятся, как к легендам.

У аборигенов не было жрецов, и каждый мог принять участие в церемониях, но предпочтение отдавалось старикам, искусным в исполнении легенд и песен. Они же следили за специальными досками или камнями, на которых были нацарапаны иллюстрации к основным моментам легенд. Их прятали в пещерах и доставали по случаю праздников, чтобы вспомнить забытое и научить молодых.

Символические рисунки краской на стенах пещер служили для этой же цели. Места церемоний, доски, камни и некоторые песенные циклы считались священными, и видеть или слышать их могли только мужчины. В то же время во многих группах проводились тайные женские церемонии, на которые мужчины не допускались.

Корробори

События "времени снов" разыгрываются в церемониях, обычно называемых "корробори". Они состоят из танцев под аккомпанемент исполняемого песенного цикла. Важной частью подготовки к представлению является раскраска тела и приготовление площадки. Некоторые корробори могут видеть все члены группы, остальные предназначены только для мужчин. Женщины имеют свои собственные песни и танцы, связанные с культами плодородия и ролью жены и матери.

Некоторые из церемоний связаны с обрядами посвящения, например, абориген мужского пола становится мужчиной не после наступления определенного возраста, а только после проведения специальных обрядов, таких как обрезание. С этого момента молодого мужчину начинают вводить в курс таинств священной жизни мужчин, обучать легендам и песням, показывать священные доски и участки. Юноша, проходящий обряд посвящения, сам считается священным. Мужчина, который нанесет ему рану, обязан будет представить ему жену из своей семьи.

Добывание пищи

Существует ряд церемоний, известных как обряды умножения. Аборигены, ведущие жизнь охотников и собирателей, не имели такой возможности прямого контроля над количеством добываемой пищи, как скотоводство или земледелие. Они пытались хотя бы частично решить эту задачу путем проведения обрядов, направленных на умножение какого-нибудь конкретного вида пищи или чтобы вызывать цождь. Применялись разные способы: шлифование священного камня или натирание его красной охрой, уборка тотемного участка, окропление кровью из вены священного камня или доски, или исполнение особых песен и танцев.

Сила

Так называемые обряды Красной Охры переходили от одной группы к другой через пустыни западной и центральной Австралии, устанавливая связь мифов с порядком и дисциплиной в общинах. Связанные с этими мифами скалы обладали особой силой. Люди боялись обидеть эту силу, но при условии правильного исполнения обрядов она могла переходить к людям. Постоянно повторяя обряды, люди заряжали своей силой тотемы, а затем получали силу от них.

Индивидуальность аборигенов

Для аборигенов существующая реальность имеет духовный характер. Они верят в то, что в них живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, водопадах, а также в легендах и ритуальных церемониях. После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию. Таким образом аборигены связаны с окружающим миром, со всеми членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями. Их верования помогают мириться с жизненными обстоятельствами и быть уверенными в том, что, несмотря на происки злых духов, которые приносят смерть, болезни и стихийные бедствия, они не останутся одни и о них позаботятся.

С тех пор как европейцы заселили Австралию, многие племена аборигенов исчезли, у других не осталось ничего от прежнего образа жизни. Лишь некоторые группы на севере, западе и в центральной части континента сохранили свои исторические ценности, верования и обряды. В последние годы возврат к прежним местам обитания, усиление самосознания аборигенов, рост экономической самостоятельности и изменения в политике государства начинают приводить к возрождению традиций среди некоторых групп. Однако в силу того, что традиционный уклад не может противостоять современному образу жизни, это возрождение касается лишь некоторых аспектов, таких как посвящение в мужчины.

Религии мира. - Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. С. 148-150.


3. Аксель-Ивар Берглунд. Зулусы

Недавние исследования традиционных африканских верований достаточно убедительно доказали, что понятия и религиозные убеждения африканцев не являются примитивными с точки зрения эволюции. Не являются они также отсталыми или бессмысленными. Совсем наоборот! Понятия и верования, выраженные в ритуалах и мировоззрениях, совершенно логичны, если рассматривать их глазами тех, кто живет в мире этих понятий.

Лучшей иллюстрацией того, как африканская традиционная религия может адаптироваться и приспособиться к новым идеям и символам, может служить народ зулусов, который населяет восточное побережье южной Африки и относится к семейству банту-говорящих племен нгуни.

Господь-в-Небе

Ранняя литература о религии зулусов, написанная примерно столетие назад, отмечает, что в те времена зулусов едва ли занимали мысли о существовании в небесах бога. В основном они были заняты тенями.

Главным образом благодаря присутствию и воздействию христианских миссионеров среди традиционных зулусских понятий появилась идея Господа-в-Небе, Нкози йезулу.

Согласно верованиям, этот Господь вечен, от него исходят власть и могущество. Господь-в-Небе — источник доброго и злого, он добр и щедр, но при этом своеволен и непредсказуем. В тяжелые времена, такие как засуха или отсутствие детей, зулусы обращаются к нему за помощью; но он может послать молнию, чтобы поразить того, "кого он желает иметь своим рабом там, на небесах". Он может наслать бесплодие "потому что женщина вызвала его гнев, а иногда тем, что слишком много говорила, иногда просто потому, что Господь был в дурном настроении".

С Господом-в-Небе связывают хамелеона. Он также непредсказуем. Он постоянно меняет цвет! У него пять ног (хвост тоже считается ногой, потому что он цепляется им за ветви) и глаза, которые одновременно могут смотреть в разных направлениях! Как можно было сотворить такое существо, как хамелеон? Нельзя относиться с симпатией к тому, кто создал подобную тварь.

Хотя обращаться к Господу-в-Небе не запрещается, лучше его избегать, чтобы не сойти с ума. Обращаться к нему следует только в особых случаях и только после длительной подготовки. Считается, что ему принадлежат некоторые знаменитые холмы на земле зулусов. На них не пасется скот, и на них редко взбираются люди.

"Только когда мы молимся о ниспослании дождя, мы восходим на эту гору. Сначала надо поститься и много молиться. Когда все подготовятся и наступит назначенный день, мы собираемся у подножия холма. Все ведут себя тихо. Мы взбираемся в глубоком страхе, потупив взоры и ступая осторожно. Затем заклинатель дождя произносит молитву. Когда он говорит с Господом-в-Небе, мы стоим на коленях или лежим ниц. Когда он заканчивает, мы возвращаемся, не говоря ни слова. Мы не разговариваем потому, что тот, в чьем присутствии мы находимся, ужасен".

Наседающие тени

В жизни зулусов важнейшую роль играют тени. Но во времена важных событий тени имеют склонность наседать на потомков, как наседка на яйца. Основными событиями являются рождение ребенка, половое созревание, брак, смерть и похороны. На прорицателей тени наседают постоянно, но они принимают правильные лекарства, и поэтому не сходят с ума. Все другие люди давно бы сошли с ума, окажись они в таком же положении.

Когда наседка садится на яйца, в конечном итоге вылупливаются цыплята. Также и наседание теней возвещает о скором появлении другого человека.

"Все происходит так. Возьмем невесту. Она один человек. После свадьбы, когда наседают тени, она становится другим человеком. Теперь она жена. Когда снова насядут тени, она из бездетной станет матерью ребенка".

Перевернутый мир

Зулусские прорицатели утверждают, что они видят мир вверх ногами. Считается, что тени светлые; в мире теней тьма заменяет свет, а свет тьму. Считается, что тени любят желчь, "потому что желчь для них сладка, как мед". Люди работают днем, а тени активны ночью. В мире теней правая рука вместо левой, а левая вместо правой. Поэтому прорицатели, слуги теней, часто во время предсказаний пользуются левой рукой. Верх заменяет низ, а низ — верх.

Эти переставления с ног на голову и справа налево имеют смысл в контексте плоской формы Земли (а ведь так считали относительно недавно даже в Европе). Если зулусы верят, что мы живем наверху плоского, как блин, мира, то отсюда следует, что те, кто живет с другой стороны, антиподы. Наверху люди ходят головой вверх и ногами вниз; в подземном мире они двигаются наоборот.

Когда наверху день, внизу стоит ночь. Вот почему людей хоронили ночью, не потому, чтобы о могиле не узнали грабители и злонамеренные люди, а для того, чтобы усопший мог добраться до земли мертвых в то время суток, когда он сможет видеть в этой новой стране.

Религии мира. - Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. С. 162-163.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: