Упельсинкина страница
Религии

Древняя  цивилизация Центральной части горного Перу (культура Уари)

Центральный горный район простирается от озера Хунин и истоков р. Мантаро на севере до верховьев рек Апуримак и Вильканота на юге. Узкая долина Мантаро тянется с северо-запада на юго-восток, поворачивая затем к северо-востоку. Навстречу ей с юга несет свои воды Апуримак. В верховьях он имеет разветвленную сеть притоков, важнейший из которых - р. Пампас - близко подходит к низовьям Мантаро. Параллельно долине Апуримака идет долина Вильканота - Урубамба, зажатая между горными цепями Кордильера Вилькабамба с запада и Кордильера Вильканота с востока. Все реки этого района, сливаясь, образуют р. Укаяли - один из истоков Амазонки.

Культура Уари

Древние развалины Уари расположены между ущельями на мысу, поверхность которого идет уступами. На нижнем из них много остатков зданий, стен, террас и других сооружений. Общая площадь памятника достигает 1,5-2 кв. км.

Беннет (2) заложил в различных местах дюжину стратиграфических шуфтов. Эти раскопки позволили изучить последовательность залегания керамики в культурном слое, но не выяснили ее связи с архитектурными сооружениями. Практически памятник во всем его комплексе остается археологически неизученным. В его окрестностях есть еще несколько пунктов, где найдена керамика, сходная с материалом самого Уари.


Строительные остатки

Каменные сооружения Уари многочисленны и разнообразны. Одно из самых больших и наиболее хорошо сохранившихся зданий - Ла Капилья, или Капилья Пата. Это большая постройка, состоящая из высоких (до 8 м) стен, сложенных из небольших грубых камней на глиняном растворе. Толщина стены уменьшается от 2-2,5 м у основания до 0,80-1,00 м на вершине. Эти стены огораживают пространство площадью 50х50 м. Никаких проходов в них не обнаружено. Окон тоже нет. Вообще дверные и оконные проемы очень редки в постройках Уари. В стенах Ла Капилья сделано много небольших квадратных углублений. Эта деталь довольно часто встречается и в других постройках, причем иногда такие углубления располагаются в один горизонтальный ряд.

Кроме построек типа Ла Капилья , в Уари есть искуственные холмы, подпорные стены и другие сооружения. Северный из двух искусственных холмов, носящих одно и то же имя Кантерон, достигает высоты 8 м и имеет в длину 100 м, а в ширину 75 м. На его вершине - углубление длиной 50 м, шириной 25 м, глубиной около 8м. Стены этого углубления выложены грубым камнем. В них находятся большие ниши (ширина около 1,70 м, глубина около 2,00 м), облицованные плитами и тесаным камнем.

Из тесаного камня выстроены и подземные камеры, описанные Беннетом. Они найдены в различных местах памятника и различаются по величине. Сложный комплекс таких камер расположен несколько южнее центральной части памятника. На поверхности земли находилась крышка камеры, тесно окруженная стенами из грубого камня. Она состояла из четырех камней с круглыми отверстиями. Общая длина ее ( с севера на юг) 4,62 м, ширина (с запада на восток) 2,25 м. Эта крышка покрывала помещение высотой 1,80 м, не имевшее входа. Его пол, составленный из трех плит с такими же отверстиями, служил потолком нижней камеры, под которой находился еще один этаж. В восточной стене второго яруса камер был сделан дверной проем, соединявшийся с глубоким (2,65 м) колодцем, выходившем на поверхность земли рядом с главной камерой и прикрытым каменной плитой. В непосредственной близости от этих камер располагались еще две, имевшие самое простое устройство. Назначение всех этих сооружений совершенно неясно.

Таковы наиболее четко описанные в литературе постройки. Другие только упоминаются. Широко отмечается, однако, применение двух строительных техник: кладки из грубого камня и использования тесаных плит и блоков. Беннет предполагает, что они разновременны: постройки из тесаного камня несколько старше, чем кладки из грубого камня. Но он не считает это доказанным. Однако ниши северного Кантерона и то, как точно вписаны подземные камеры комплекса в контуры стен из грубого камня,- все это заставляет скорее предполагать, что обе строительные техники неразрывны, и каждая из них имеет специальное назначение.

Своеобразное сооружение найдено в Уари-Уилька близ г. Уанкайо, где развалины стен толщиной до 5 м окружают неправильный четырехугольник, представлявший собой в древности скорее всего большую платформу со сторонами длиной 40-50 м, высотой более 5 м. На платформе на некотором расстоянии от передней стены находится подпорная стена второй ступеньки- платформы высотой 4-5 м . На этой ступени замечены следы третьей стены. Кладка стен из небольших необработанных камней, сложенных так, что создается впечатление рядов, напоминает кладки стен Уари.


Скульптура

Из Уари происходит несколько статуй, не имеющих более точного паспорта. Большинство из них находится на окружающих памятник асьендах или в музеях. Беннет упоминает восемь экземпляров.

Статуи Уари представляют собой стоящие человеческие фигуры высотой не более 1,50 м. На голове обычно налобная повязка, над которой часто возвышается тюрбан. Из-под повязки на плечи, закрывая уши, часто спускается накидка, переходящая на спине в короткий плащ. Голова непропорционально большая, с квадратным лицом, на котором выделяются крупные овальные глаза, обведенные выпуклым валиком, и широкий нос.

В сходной манере передаются обычно рот и уши. На коротком коренастом торсе надето нечто вроде рубашки, перехваченной поясом. Руки статуй либо вытянуты вдоль туловища, либо согнуты в локтях и лежат на груди, сжимая какой-то предмет. Над кистью часто проведены бороздки, изображающие браслет или конец рукава рубашки. Ноги обычно отбиты. Все скульптуры очень похожи друг на друга. Первоначальная позиция этих скульптур на памятнике совершенно неясна. Соответственно невозможна и их интерпретация.


Керамика

Обильный керамический материал очень разнообразен как по форме, так и по орнаментике. Чаще всего встречаются большие и маленькие сосуды с округлым туловом и миски. Округлые сосуды имеют вертикальный или отогнутый венчик. У них нередки широкие петлеобразные ручки, идущие от венчика к плечикам, а также расположенные вертикально или горизонтально на стенках сосуда. Роль ручек играют и налепы с отверстиями. На боку такого сосуда иногда бывает носик. Миски имеют прямые расходящиеся, выгнутые, выпуклые и вертикальные стенки. Иногда венчик бывает отогнут. У некоторых мисок также есть носики. На толстостенных мисках с расходящимися краями встречаются широкие горизонтальные ручки в виде петли. Найдено несколько мискообразных триподов.

Многочисленны также большие толстостенные сосуды с округлым, несколько удлинненным туловом и с широким расходящимся или вертикльным горлом. На тулове иногда имеются вертикальные ручки. Горло часто имеет вид головы с рельефным лицом. В этом случае тулово обычно расписано в виде человеческой фигуры. Нередки круглодонные чаши, иногда со скошенным внутрь венчиком.

Интересны находки кубков - "керо", характерных для боливийского Тиаунако. Они часто имеют или выпуклый поясок в верхней части или скульптурную личину.

Встречаются округлые сосуды с длинным суживающимся горлом и отходящей от него широкой ручкой и двойные фигурные сосуды. Вообще найдено много обломков моделированной посуды. Иногда такие же длинные суживающиеся горлышки относятся к двугорлым сосудам.

Орнаментика расписной керамики, найденной на городище Уари, очень разнообразна. Большая часть обломков относится к т.н. группе Уари. Многочисленны геометрические фигуры - ступеньки, кресты, пересекающиеся линии, ленты, круги, точки, волнистые линии, S- образные элементы и т.п. Здесь же и сложные мотивы, изображающие растения, животных и человека.Стилистика этих сюжетных изображений очень близка к приемам изобразительного искусства боливийской культуры Тиауанако. Человеческая фигура рисуется с квадратным лицом, с овальными или круглыми глазами, от которых по щекам идут "слезы". В сходном стиле расписана и посуда со скульптурными личинами.

Обильны в группе Уари зооморфные и растительные мотивы. Особенно часто встречаются головы кондора и пумы, нередко связанные с украшениями одежды и головных уборов человеческих фигур. Эти изображения, так же, как и растительные мотивы с их резкими, изогнутыми под прямым углом линиями, очень близки к характерному тиауакакскому стилю.

Расцветка росписной посуды группы Уари различна. Здесь встречаются монохромные и полихромные сосуды, причем иногда используется до семи цветов одновременно. Применяется черная, белая, желтая, серая, пурпурная и оранжевая роспись на красном фоне.

Другая керамическая группа - Аякучо. Среди мотивов росписи много предельно стилизованных  зооморфных изображений, элементов растительного орнамента и других сюжетов. Прямые резкие линии с прямыми углами отсутствуют. Часты мягкие криволинейные контуры. Цветовая гамма богата. Преимущественно распространены сочетания трех-пяти цветов, но иногда на одном обломке бывает и шесть цветов.

Еще одна группа - керамика Акучимай. Роспись этой группы сплошь геометрическая. Наиболее характерный орнамент - повторяющиеся зигзагообразные горизонтальные полосы, причем цвета их чередуются. Встречаются ряды треугольников и черточек. Нередки ленты и точки, полукруги и переплетающиеся зигзаги. Иногда на посуде помещается сильно стилизованное изображение лица. Изредка попадаются рельефные изображения. Роспись полихромная (серый, пурпурный, белый, желтый, оранжевый, черный, красный и коричневый цвета). Употребляется до четырех цветов одновременно. Однако цветовая гамма неяркая, приглушенная.


Камень, кость, раковины, металл

На Уари встречены обсидиановые орудия. Среди них ножи, чопперы и овальные наконечники копий. Края их обработаны отжимной ретушью. Кроме них, найдены каменные навершия палиц и обломки каменных мисок или ступок.

Довольно много костяных предметов: острия, ложечки, пластинки. На них иногда нанесен несложный резной орнамент. Встречаются также украшения из просверленных раковин.

На Уари найдено всего несколько металлических предметов, причем очень плохой сохранности. В частных коллекциях хранятся золотые и серебрянные предметы, происходящие с этого памятника.

Культура Уари принадлежала оседлому , скорее всего земледельческому населению, занимавшему, по-видимому, всю территорию Центрального горного района. Керамика этой культуры встречена далеко на юго-востоке, около Сикуани. Само Уари представляет собой поселение типа укрепленного военного городища, хорошо защищенное естественными рубежами, которые в нескольких местах усилены стенами. В более позднюю пору вокруг появились мелкие поселения, тяготевшие к Уари как к центру. Жившие здесь люди достигли больших успехов в искусстве обработки камня.

Следы культуры Уари встречены и в районе г. Куско (расположен в небольшой горной долине  восточного склона Анд, впадающей в долину р. Вильканота, или Урубамба, на высоте около 3500 м над уровнем океана).

Примечания:
1. Второй этап изучения Центральных Анд (1915-1931) - время кабинетных исследований и попыток интерпретировать накопленный материал. Подробное описание культуры Чавин опубликовано перуанским археологом Хулио Сесаром Тельо в 1929 г. (J.C. Tello, 1929).
2. Североамериканский исследователь У.К. Беннет - исследовал культуру Тиауанако и ряд могильников в долине Кочабамба. Его исследования можно отнести к третьему этапу развития перуанистики (1931-1947).

В.А. Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., “Наука”, 1972.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: