Упельсинкина страница
Предмет религиоведения

Основные разделы религиоведения

Ныне религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии.


Психология религии

Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX - начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920), американский психолог С. Холл (1844-1924), американский психолог и философ У. Джеймс (1842-1910), немецкий философ В. Дильтей (1833-1911), американский психолог Дж. Леуба (1868-1946), французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857- 1939), французский психолог Т. Рибо (1839-1916), американский психолог Э. Старбек (1866-1947), французский психолог Т. Флурнуа (1854-1920) и др.

В психологии религии реализуются как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.; 5) методика психологических исследований религиозности. Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.

В психологии религии используются такие методы исследования, как метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция и др. Для понимания и объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории - бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, "гуманистическая психология", психология "самости", трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.

Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 13-14.

Изучение религиозной психологии включает в себя сбор и классификацию данных, а также построение и верификацию теорий.  В первом из этих видов деятельности психология пересекается с феноменологией религии, которая также занимается описанием религиозного опыта и связанных с ним явлений.

Наиболее примечательной среди исследований по психологии, религии является работа американского философа и психолога У. Джемса (1842-1910) "Многообразие религиозного опыта", которая содержит попытку объяснения религиозных видений как результата вторжений в сферы бессознательного. Благодаря  прозрачности стиля и ясности философских рассуждений работа оказала глубокое влияние на научную мысль несмотря на то, что приведенные в ней примеры были взяты главным образом из относительно узкой сферы религиозной жизни протестантского христианства. По этому Джемс оставил нерешенной проблему соотношения индивидуальной психологии и символов различных культур и традиций.

Более радикальную позицию занимал американский психолог Дав. Леуба (1868-1946). В работе "Психологическое исследование религии" он предпринял попытку рассмотреть мистический опыт с точки зрения психологии и физиологии, по аналогии с опытом, вызванным искусственно при помощи наркотических веществ. Леуба настаивал на натуралистическом объяснении феномена религии и на необходимости научного исследования религиозной психологии. Однако его оппоненты указывали на то, что психология в принципе нейтральна и не может ни подтвердить, ни опровергнуть веры в трансцендентное.

Попытка разработать детализированную классификацию мистического опыта была предпринята Э. Андерхилл (1875-1941). Эта классификация опиралась н примеры, взятые из иудейской, христианской и исламской традиций. В последнее время психологические исследования такого рода охватывают и восточный мистицизм.

Более влиятельным оказалось психоаналитическое направление в психологии религии, представленное 3. Фрейдом, К. Юнгом в Э. Фроммом. Множество pабот Фрейда посвящено проблеме происхождения peлигии. В работе "Тотем и табу" он использует понятие эдипова комплекса (сексуального влечения сына к матери и ненависти к отцу) и утверждает, что это явление возникло на начальной стадии развития человечества. Согласно Фрейду, на этой стадии люди жили небольшими родовыми группами, каждую из которых возглавлял отец. Затем сын свергает отца (вероятно, насильственным путем), и формируется серия табу - запретов на инцест. Убийство подходящего животного, символизирующего умерщвленного отца, связывает тотемизм табу. Идею Бога Фрейд выводил из образа отца, религиозную веру объяснял инфантилизмом и неврозом. Рассматривая библейскую историю, Фрейд пытался интерпретировать ее в соответствии со своей теорией  происхождения религии, но библеисты и историки не приняли его интерпретации, поскольку она противоречила исторической очевидности.

Взаимоотношениям психоанализа и религии посвящены многочисленные исследования. Некоторые авторы утверждают, что теория Фрейда совместима с религиозной верой, несмотря на атеистический дух его работ, поскольку эта теория описывает некие механизмы, действующие в религиозной психологии и соответствующие путям постижения религиозной истины. Даже если это и не совсем так, остается очевидным, что идеи Фрейда дозволяют под совершенно новым углом рассматривать религиозный опыт и религиозное поведение. Неоднократно предпринимались попытки эмпирической верификации теории Фрейда, но их результаты невозможно истолковать однозначно.

Другой крупный психоаналитик, К. Г. Юнг (1875-1961), занимал совершенно иную позицию в отношении религии, которой он симпатизировал гораздо больше, чем Фрейд. Юнг считал, что духовная сфера обладает психологической реальностью и достоверностью, которая, однако, не может быть объяснена рационально, тем более методами Фрейда. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным, которое изучал Фрейд, имеется и коллективное бессознательное, содержащее "архетипы" (то есть базисные образы, универсальные для всех существовавших и существующих культур). Прорыв этих образов из сферы бессознательного в сознание Юнг рассматривает как основу религиозного опыта и художественного творчества. Религия может помочь людям, испытывающим потребность в таинственном и символическом, в процессе индивидуации - становления личности. Несколько работ Юнга посвящены прояснению различных архетипических символов.

Э. Фромм (1900-1980), продолжая развитие психоаналитической теорий, дал оригинальную трактовку функций религии. Истинная религия, согласно взглядам Фромма, может способствовать развитию высочайших индивидуальных потенций, но обычно на практике она возвращает человека к неврозу.

Были и другие попытки связать психоаналитическую теорию с компаративным материалом. Английский антрополог Мейер Фортес соединил в своих работах элементы теорий Фрейда и Дюркгейма, а психолог Дж. М. Карстерс провел психоаналитическое исследование жителей одного из городов Индии с целью объяснения их верований и религиозной практики. Наиболее систематизированное рассмотрение данных различных психологических теорий религиозного опыта дал английский психолог М. Арджайль в работе "Религиозное поведение".

Проводились и экспериментальные исследования состояния человека в процессе медитации, а также особых состояний сознания под воздействием наркотических средств. Другой областью изучения психологов стало влияние типа личности на религиозное поведение человека. Психология развития, главным образом под влиянием французского психолога Ж. Пиаже, занималась исследованиями закономерностей религиозного обучения и воспитания. Однако большинство специалистов придерживаются мнения, что психология религии должна добиться более точных и однозначных результатов.

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996. С. 42-45.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Dansk.Ru - История и культура Дании

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: