Упельсинкина страница
Предмет религиоведения

Методы исследования религии

Источниковедческие исследования  религии

Экспансия европейской культуры в начале 19 в. и развитие научных методов в истории и филологии способствовали переходу изучения иных религий и цивилизаций на качественно новый уровень. В частности, одним из важных стимулов послужила египетская экспедиция Наполеона, в которой участвовали видные ученые; это была серьезная попытка систематизированного сбора информации о культуре Древнего Египта.

Большое значение имели также обнаружение и публикация священных текстов и других литературных  памятников неевропейских культур. В этой связи необходимо отметить опубликование серии "Священные книги Востока", изданной под руководством немецкого ориенталиста и филолога Макса Мюллера (1823-1900).

Благодаря этому изданию западный читатель получил доступ к важнейшим письменным источникам нехристианского мира. Несколько раньше М. Мюллер опубликовал переводы основных ведических текстов. Эти древние священные тексты индуизма вызвали глубокий интерес у широкой публики Америки и Европы. Если раньше считалось, что Веды отражают мировоззрение, возникшее "на заре человеческой истории", и что истоки политеизма следует искать в обожествлении природы, то теперь выяснилось, что ведические тексты представляют собой нечто совершенно иное. Длительность человеческой истории и предыстории, как выяснилось благодаря развитию эволюционной биологии и археологическим открытиям, исключает взгляд на ведические гимны как на нечто очень древнее. И содержание Вед дает основания рассматривать их как в высшей степени искусные и сложные компиляции, предназначенные для использования в ритуальном контексте, а не как спонтанные выражения человеческого духа.

Изучая индуистские тексты, Мюллер выдвинул филологическую теорию происхождения политеизма. Он считал, что политеизм возник как результат своего рода "болезни языка", проявляющейся в том, что названия явлений природы рассматриваются как сущности, обладающие самостоятельной личностной реальностью: nomiita (названия) превращаются в numinа (духовные сущности). Эта теория в течение некоторого времени была очень популярной, но затем ее вытеснили более реалистические представления, основанные на данных антропологии.

Развитие изучения неевропейских языков и текстов было связано с гипотезой существования некоего не-христианского аналога Библии - священного писания, которое, будучи обнаруженным, дало бы ключ к пониманию верований, культов и институтов. Однако постепенно становилось все яснее, что в различных религиозных культурах роль священных писаний различна. Несколько позднее началось изучение буддийского канона на древнем индийском языке пали, которое, благодаря деятельности английского востоковеда Риса Дэвидса и основанного им научного общества исследований палийских текстов, в немалой степени способствовало открытию для западного читателя буддийской религиозной литературы.

Первоначально западные ученые считали южный  вариант буддизма (тхеравада) наиболее ранней и "чистой" формой буддийском религии. Но издание текстов ранней махаяны (северного буддизма, или "Великой колесницы") и обнаружение слоев различной древности в палийском каноне послужили причиной пересмотра этих представлений. Интерес к буддизму усиливался до мере изучения культуры Тибета, Китая и Японии. Одним из наиболее известных современных исследователей дзэн-буддизма был японский философ Д. Т. Судзуки (1870-1966), которого иногда называют "американским апостолом дзэн-буддизма"; его творчество имело широкий резонанс на Западе.

Исследование религиозных текстов в конце 19 в. было весьма продуктивным; оно опиралось на археологические открытия и изучение неевропейских цивилизаций в целом. К началу двадцатого столетия западные ученые располагали обширной информацией об основных неевропейских культурах и соответствующими письменными источниками. Волна повышенного интереса к этим текстам и снятие традиционных ограничений с их распространения (например, до этого доступ к веднческому откровению был открыт только представителям верхних слоев индусской кастовой системы) способствовали оживлению культурных традиций Востока, особенно индуизма и буддизма, которое подстегивалось соперничеством с западной культурой. Таким образом, успехи изучения религии в какой-то мере создали основу для новых самоинтерпретаций восточных религиозных традиций.

Одновременно были найдены и опубликованы тексты зороастризма - иранской религии, возникшей в 6 в. до в. э. Обнаружение в них пластов различной древности свидетельствовало о сложности путей развития зороастрийского учения.

В конце 19 и начале 20 вв. наблюдался небывалый расцвет исследований древнего Ближнего и Среднего Востока. Археологические открытия дали возможность глубже узнать иудейскую я не-иудейскую религиозную историю. Открытие "Эпоса о Гильгамеше", самого значительного памятника месопотамской религиозной литературы, и других источников придало новую перспективу развитию представлений о религиях Ближнего Востока. В Египте археологи обнаружили тексты знаменитой египетской Книги мертвых. Другие открытия пролили свет на историческую эволюцию иудаизма, происхождение ислама. Наконец, были получены археологические данные, касающиеся истории дохристианских религий Запада, которые позволили ученым достигнуть более систематических и достоверных знаний об этом периоде существования европейской культуры. В это же время были опубликованы древнегерманские, кельтские и скандинавские священные тексты. Интенсивные исследования композиции и содержания Ветхого н Нового Завета были окрашены новым, "научным" духом. Здесь, конечно, не обошлось без противоречий, отчасти из-за тесной внутренней связи между религиозными убеждениями и научной оценкой Библии, отчасти - из-за применения к тексту Нового Завета спекулятивных паттернов истории религии. Большое значение для понимания истории христианства имело применение методов классической филологии к патристическим текстам (произведениям отцов церкви) и к религиозным текстам эпохи Реформации.

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996. C. 20-23.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Dansk.Ru - История и культура Дании

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: