Упельсинкина страница
Тексты

Индуизм

Араньяки

Из Айтарея-Араньяки

Араньяки ("аранья" - лес) - "лесные" тексты, предназначавшиеся для отшельников.
Приведенные нами отрывки касаются преимущественно вопроса о первоначале всего сущего и его связи с конкретными явлениями природы.

Первый отрывок "Укта" представляет собой гимн речи, слову. Окружающий человека мир (земля, небо, пространство) и сам человек имеют существование в речи, выражены в слове.

1. [Укта]

Айтарея-араньяка, II, 1

2. Люди говорят: "Уктам, уктам". Поистине укта (1) - это земля. Ибо из нее возникают все существа. Ее песнь - Агни. его восемьдесят стихов - пища, ибо благодаря пище достигают всего. Укта - это воздушное пространство, ибо в воздушном пространстве летают птицы, ибо в воздушном пространстве передвигаются люди. Его песнь - ветер. Его восемьдесят [стихов] - пища, ибо благодаря пище достигают всего. Укта - это также то небо, ибо его дарами живут все существа. Его песнь - беспредельность. Ее восемьдесят [стихов] - пища, ибо благодаря пище достигают всего. Все это - в отношении божеств. Теперь в отношении атмана. Укта - это человек. Великий Праджапати сказал: "Я - песнь". Пусть он знает это. Укта - его рот и земля. Их песнь - речь. Их восемьдесят [стихов] - пища, ибо благодаря пище достигают всего. Укта - его ноздри и воздушное пространство. Их песнь - дыхание. Их восемьдесят [стихов] - пища, ибо благодаря пище достигают всего. Изгиб [его] носа - это как бы средоточие блеска. Укта - его лоб и небо. Их песнь - зрение. Их восемьдесят [стихов] - пища, ибо благодаря пище достигают всего. Восемьдесят саманов - пища. Это относится и к божествам, и к атману, ибо благодаря пище дышат все эти существа. Благодаря пище обретают этот мир, благодаря пище [обретают] тот мир. Поэтому восемьдесят саманов - пища. Это относится и к божествам, и к атману. Пища и поглотитель пищи - это земля, ибо все существа возникают из нее. Все, что уходит, поглощается. Все, что приходит, поглощается. Так земля есть и пища, и поглотитель пищи. Она становится поглотителем пищи и пищей. Она не владыка того, чего она не поедает, или того, что ее не поедает.

2. [Человек - свершенное деяние]

3. Теперь - о возникновении семени. Семя Праджапати - это боги. Семя богов - дождь. Семя дождя - травы. Семя трав - пища. Семя пищи - семя. Семя семени - творения. Семя творения - сердце. Семя сердца - мысль. Семя мысли - речь. Семя речи - деяние. Свершенное деяние - человек...

Примечания:
1. - Укта - сказанное, слово, речь.

Древнеиндийская философия. - М., "Мысль", 1972. С. 74-75.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Наши партнеры:

Реклама:

Книги по теме:

Букинист

Другие издания:

OZON.ru

Реклама:

крупнейший музыкальный интернет магазин