Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Магия имени: Первобытное мышление и Древний Египет

Во многих религиозных традициях существуют космогонические мифы, в которых демиурги cоздают мир путем наименования. Человек и все вещи в мире получают бытие подобно тому, как происходит сотворение мира посредством называния имени.

Интерес к имени, как к источнику бытия, прослеживается во многих религиозных традициях. В первобытном мышлении, к которому мы будем относить как архаическое мышление, так и мышление туземцев, имя приобрело магическую окраску. Возможности первобытного мышления реализовались наиболее полно в Древнем Египте.

Первобытное мышление верит в реальную и физическую связь между человеком и его именем. Имя лежит в иной сфере бытия и является возвышающим фактором в глазах туземцев. Таким образом, имя ближе к духам, нежели к носителю имени.

Имя предполагает некое покровительство. Для первобытного мышления каждый человек связан с тем духом или божеством-покровителем, имя которого он носит. Наречению имени придается особое значение и сопровождается различными церемониями. Ранг и общественное положение человека для первобытного мышления также закрепляется его именем.

В Древнем Египте мы находим разработанную концепцию имени. Для древнего египтянина знание имени необходимо в земной и в загробной жизни.

Во многих аспектах идентичным имени оказывается Ка. Утрата имени означает прерывание вечного существования Двойника. Написанные на гробницах имена свидетельствуют, что их носители продолжают жить. С исчезновением имени прекращается существование человека.

Чтобы получить власть над человеком или богом, по верованиям египтян, требуется знание его имени. Так Исида получает власть над Ра после того, как Ра передает ей свое имя. Отсюда обширная магическая практика, построенная на знании имен.

Для первобытного мышления существуют определенные табу по отношению к именам. Имя наделяется магической силой и произношение любого имени означает контакт с его носителем. Первобытное мышление выражает благоговение и страх перед именем. В Древнем Египте эта интуиция получает свое развитие в магической практике и характеризуется стремлением к знанию имен и использованию этих знаний для обретения власти над людьми и духами.

Бог. Человек. Мир:  Материалы ежегодной научной конференции (16 декабря 1998 г.)
Санкт-Петербург, Русский Христианский гуманитарный институт, 1998. С. 21-22.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: