Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Апокалипсис: Конец или Преображение?

(К вопросу о видении будущего в контексте различных религиозных традиций)

"Апокалипсис" - в переводе с греческого "откровение". В обще-библейском понимании термин "Апокалипсис" означает любое откровение, пророчество о судьбе избранного народа. В бытовом значении Апокалипсис - Конец света, Страшный суд, Преображение мира и т.д. Говоря о различных религиозных традициях и об их эсхатологических представлениях, мы будем апеллировать именно к такому значению термина "Апокалипсис". Под Апокалипсисом мы подразумеваем некую трансформацию, за которой неизбежно следует видоизменение окружающего нас мира, т.е. формирование новой субстанции, существенно отличной от той, которую мы видим перед собой.

Различие точек зрения на событие Апокалипсиса порождает различные к нему отношения. С одной стороны, существуют религиозные представления, сформированные на идее Апокалипсиса как на Конце мира, его завершающем этапе, как некой неизбежности (зороастризм, иудаизм, христианство и др.). Акцент на конечности земного бытия порождает раскаяние и переосмысление своего пути, дает импульс к постоянному самоусовершенствованию. Усиление этого акцента может привести к унынию и отчаянию, что можно наблюдать в некоторых религиозных направлениях, как правило, близких к сектантским (под понятием "сектантства" в данном случае мы подразумеваем стереотипы, затмевающие сознание человека, необратимо изменяющие его психику и подавляющие его способности к саморазвитию).

С другой стороны, акцент на преображении мира дает некое смягчение момента Конца и проецирует внимание верующего на жизнь, которая разовьется после этого (друидизм, буддизм, джайнизм и др.). Следует заметить, что чрезмерное усиление этого акцента также может привести к апатии к настоящему и к различным отклонениям (в т.ч. к суицидам), присущим сектантскому сознанию.

Тем не менее, обе позиции в отношении Апокалипсиса не противоречат друг другу, поскольку являются, как мы уже говорили, лишь разными акцентами одного и того же события. Все перечисленные нами примеры являются лишь подтверждением необратимости процесса - мир, идущий к своему Концу, несет в себе зародыш новой, преображенной Жизни.

Онтология диалога как основная ценность культурного и религиозного опыта. - Первый цикл международных философско-религиозных дискуссий, Санкт-Петербург, 2001.

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: