Упельсинкина страница
Мысли

М.В. Воробьева

Образ женщины в современном христианстве:

традиции, стереотипы, мнения

Тема женщины в религии была и продолжает оставаться актуальной в наши дни. Поднимая вопрос о роли женщины в политике, образовании, семье и других областях социальной жизни, мы не можем пройти мимо такой важной сферы, как религия, ибо именно в этой сфере лежат корни многих проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, отстаивая права женщины.

Не секрет, что религиозные парадигмы общества зачастую являлись доминирующими по отношению к другим областям общественной жизни. Исходя из этого, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы. В истории христианской цивилизации есть немало примеров, когда религиозные взгляды общества влияли на его светский облик, а, следовательно, становились определяющим фактором в решении многих вопросов, в том числе и в оценке женщины.

Какой должна быть женщина? Какие качества должны быть ей присущи? Какое место должна занимать женщина в общественной жизни? Различные религиозные традиции предлагают нам свои ответы на эти вопросы. Немалую формирующую роль в восприятии образа женщины нередко играют представления о божествах (2; 46-49).

Мы максимально сузим сферу нашего обзора и остановимся на представлениях о женщине в христианстве, оставляя за гранью нашего исследования такие влиятельные религии как ислам, буддизм, индуизм и др.

Современное христианство, представленное тремя направлениями (православие, католичество, протестантизм), так же, как и несколько веков назад, расходится в вопросе о роли женщины в жизни Церкви и мира. На первый взгляд, различия во мнениях не слишком заметны. Единая традиция, восходящая ко временам Христа, говорит о женщине как неутомимой помощнице, чуткой слушательнице, верной жене-мироносице. И лишь присмотревшись внимательнее мы можем увидеть различные подходы по отношению к женщине в православии, католицизме, протестантизме.

Протестантизм с самого начала своего развития ориентирован на иное отношение к привычному, "традиционному". На смену старой религиозной философии (1) приходит новая, где нет места прежним стереотипам. Идолопоклонство в любых его формах неприемлемо для последователей учения Реформаторов. Отсюда - попытка отринуть от себя "старое" и стремление к переосмыслению всего того, что имеет отношение к нему.

Может быть поэтому женщины в протестантизме не ограничиваются своим соучастием в служении Богу, а, стремясь к равноправию, претендуют на "святое святых", привилегию мужчин - служение в Церкви (2). Было бы не лишним вспомнить о "Женской Библии" ("Woman's Bible") Элизабет Кэйди Стэнтон (3) - критический комментарий, в котором утверждалось, что мужчины манипулируют религией для того, чтобы узаконить свою власть (1; 52).

Известны факты появления женщин в среде католических священников (4). Однако чаще всего сами женщины придерживаются мнения, которое высказала Ж. Круассан (5) - о служении, которое не принижает достоинства женщины, но возвышает его - о священстве сердца.

"…и ей (женщине. - М.В.) дано участвовать в богослужении: она приносит Господу не внешние, но внутренние дары — себя самое, боль своего сердца. Ее жертвой становится ее страдание.

… Полностью отдавая себя Богу, женщина соединяет свое приношение с Жертвой Христовой — таинством живого присутствия Бога среди нас. Сила этого таинства преображает мир. В этом смысле женщина — “священник” по натуре.

Она может нести служение дьяконии, духовного водительства, в наше время можно встретить даже женщину — раввина. Но священником в общепринятом смысле слова она быть не может, ибо священник представляет в этом мире Самого Христа." (4)

Точка зрения большинства православных священнослужителей на данный вопрос подчас консервативна. Женщина принимается церковной традицией как сестра или мать. Состояние между девственностью и материнством оценивается как блуд. Любая попытка возвысить женственность зачастую воспринимается православной традицией сродни возвышению "вавилонской блудницы", а, следовательно, - предвестием царства антихристова.

Наше исследование не ставит перед собой цели апеллировать к каким-либо оценкам по поводу сказанного. Нам представляется важным сделать акцент на разнообразии мнений на этот счет. Поэтому мы лишь попытались очертить контуры проблемы, показать ее глубину и необходимость пристального внимания со стороны исследователей, занимающихся гендерной проблематикой. Лишь обратившись к религиозной сфере мы можем открыть для себя истоки многих интересующих нас вещей, таких как власть, сила и вытекающая из нее проблема насилия.

Примечания:

1. Схоластическая философия.
2. В 1988 г. впервые женское священство получает официальное признание у англикан.
3. Элизабет Кэйди Стэнтон (1815-1902) - американская феминистка, поначалу была евангелисткой, а затем перешла в агностицизм. Выступала с критикой против доминирующей мужской религии.
4. См., например, заметку о Первом Конгрессе по проблемам женского священства в Дублине ("Благовест-инфо", 25 апреля 2001г.)
5. Жозетта Круассан - супруга Эфраима, основавшего в 1974 году во Франции католическую общину "Блаженства", где под одной крышей живут, молятся и трудятся одинокие и семейные, мужчины и женщины.

Литература:

1. Элизабет Бер-Сижель. Служение женщины в церкви. - М., Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея, 2002.
2. Брайсон В. Политическая теория феминизма/ Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. - М.: Идея-Пресс, 2001.
3. Воробьева М.В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов// Общество в гендерной перспективе. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
4. Дин Э. Знаменитые женщины Библии / Пер. с англ. Блейз А.И. - М.: Крон-Пресс, 1995. - 331 с.: 15 л. ил. - (Академия). - На обл. авт. не указ. - Пер. изд.: All of the Women of the Bible / Deen E.
5. Круассан Ж. Призвание женщины или священство сердца/ Пер. с фр. Г. Могилевской. - М., "Полиграфкнига", "Триумф Сердца", 1996.
6. Микушевич В. Женщина и христианство // Преображение. - М., 1993.
7. Постернак А. Женское служение в ранней христианской Церкви (I-VI вв.) // Альфа и Омега. - М., 1996. - N 2/3.
8. Постернак А.В. Служение женщин в раннехристианской церкви // Античность и Средневековье Европы. - Пермь, 1996.
9. Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. - М., 1995.
10. Kelley A. Raab. When women become priests. The Catholic Women's Ordination Debate. - Columbia University Press. New York, 2000.
11. Merry E. Wiesner. Women and Gender in Early Modern Europe. - Cambridge University Press, 2000.
12. Mystics, visionaries and prophets. A historical anthology of women's spiritual writings/ Edited by Shawn Madigan; foreword by Benedicta Ward. - Fortress Press, Minneapolis, 1998.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com
Пользовательского поиска

Наши проекты:

Скандинавские древности

Современное религиоведение

Реклама:

Книги по теме:

Воробьева М.В.
Христианское разномыслие

Другие издания:

OZON.ru

Реклама: